Инженер корпуса Кирпичников

Любимый сын

кирпичников5 марта 1907 года в России происходит политическая стачка в Баку. На следующий день в Госдуме состоялось  выступление П. А. Столыпина  с программой правительства, известное в истории как «Не запугаете!»

22 марта началась забастовка моряков Каспийского торгового флота, которая закончилась 8 мая.

13 мая  в Лондоне открылся V съезд РСДРП. На следующий день началась первомайская политическая стачка и демонстрация на нефтепромыслах Баку.

16 июня состоялся роспуск Второй Госдумы (третьеиюньский переворот), в результате которого фактически завершилась первая революция в Российской империи.

19 августа завершилось строительство храма Спаса на Крови, в Санкт-Петербурге.

31 августа была подписана Англо-русская конвенция, разграничивавшая сферы влияния Российской империи и Британской империи в Азии, положившая конец «Большой игре» в Азии и завершившая складывание тройственной Антанты.

16 октября был подписан секретный Петербургский протокол между Российской империей и Германией.

17 октября  во Владивостоке на трех миноносцах подняты красные флаги. А миноносец «Скорый» открыл огонь по городу. Восстание было подавлено.

1 ноября  начала свою работу Третья Госдума.

А 5 декабря началась всеобщая политическая забастовка в Баку.

На фоне всех вышеперечисленных событий, вряд ли кто, естественно, кроме родных и близких, заметил как 16 декабря этого тревожного для Российской империи  года в местечке Озаричи в еврейской семье Давида Кирпичникова  и Брайны Сурпин родился сынок, которого нарекли именем Веньямин, что в переводе с древне-еврейского означает «любимый сын»    или  дословно — «сын моей правой руки», «счастливый сын».

Отец с матерью не ошиблись в избранном имени. Вениамин стал для них не только любимым сыном, но и оказался счастливым человеком, большим везунчиком.

В 1931 году он был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, где навсегда решил связать свою судьбу с военной службой. Поступив в военно-инженерную школу в Ленинграде, он успешно закончил ее в 1934 году, став краскомом, так называли тогда сокращенно красных командиров.

Избрав в своей жизни военную стезю, уже через четыре года инженер-капитан Кирпичников, принимая участие в боевых действиях с японцами на озере Хасан сумел так отличиться, что Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 25.10.1938 года был награжден орденом Красного Знамени.

На Западном фронте

Войну с немецко-фашистским агрессором Вениамин Кирпичников начал в качестве дивизионного инженера 326-й стрелковой дивизии, которая согласно директиве Московского военного округа была сформирована в Саранске, а 7 ноября прибыла в Пензу, где вошла в состав 10-й армии Западного фронта.

24 ноября 326-я стрелковая дивизия получила приказ штаба 10-й армии передислоцироваться в город Сапожок (ныне Сапожковский район Рязанской области).  А 5 декабря начала наступление в направлении Селиновское — Грязное (ныне Михайловский район Рязанской области) с задачей перерезать рокадную железную дорогу, связывающую Михайловскую и Павелецкую группировки противника, нанесением флангового удара обеспечить дивизиям армии захват г. Михайлов. Выполняя приказ, дивизия 8-10 декабря 1941 года заняла населённые пункты Красное — Ковалевка — Хитровщина ныне Кимовского района Тульской области и выполнила поставленную задачу. В дальнейшем в течение 13 и 14 декабря дивизия вела бои за Николаевское, Семеновка, Чебышево, овладением которых способствовала 1-му гвардейскому кавалерийскому корпусу в освобождении городов Сталиногорск и Одоев.

Продвигаясь с боями на юго-запад, дивизия 15 декабря 1941 года овладела крупными железнодорожными узлами и промышленными центрами: Каганович, Товарково и отрезала путь отхода противнику на юго-запад от Сталиногорска — Богородицка. На следующий день 326-я стрелковая дивизия получила боевой приказ штаба 10-й армии форсировать р. Упа и овладеть важнейшим узлом шоссейных и железных дорог г. Плавск Тульской области. Решительным ночным рейдом дивизия в течение ночи вклинилась в боевые порядки противника, форсировала р. Упа и в течение 16-19 декабря овладела населенными пунктами Липово, Александровка, Березовик, Маслово, Катерево, Старые Мармыжи. 20 декабря после ожесточённых боев на подступах и в самом городе дивизия овладела городом Плавск.

В ходе данных боев  «начальник инженерной службы дивизии капитан Кирпичников проявил ряд фактов храбрости и выполнял самые опасные поручения и задания командования дивизии. 18 декабря на рубеже реки Упа т. Кирпичников водил батальон 1099-го стрелкового полка в атаку и организовал успех». Так написали в представлении к награждению орденом Красной Звезды своего подчиненного  командир и комиссар 326-й дивизии 25 декабря 1941 года.

Наградили нашего земляка тогда медалью «За боевые заслуги», но и это было большим отличием, ведь шел только тяжелейший первый год Великой Отечественной войны.

Награда за форсирование Сожа и Прони

В сентябре 1943 года подполковник Вениамин Кирпичников был назначен инженером 38-го стрелкового корпуса, который вел наступательные бои в составе Западного, а затем 1-го и 2-го Белорусских фронтов.

38-й корпус участвовал в БрянскойСмоленско-РославльскойМинской и Белостокской наступательных операциях, в освобождении городов ЧервеньМинскРославльКричевСоколкаЧаусы, а также в форсировании рек СнопотьДеснаОстерСож.

Командир корпуса генерал-майор А.Д. Терешков представляя 6 марта 1944 года к награждению орденом Красной Звезды своего инженера корпуса, написал в наградном: «Подполковник Кирпичников, будучи инженером 38-го стрелкового корпуса с 17 сентября 1943 года прошел вместе с корпусом боевой путь свыше 100 км. На протяжении наступательных боев корпуса  умело организовывая инженерное обеспечение боевых действий, на хорошем уровне подготовил форсирование рек Сож и Проня, чем способствовал выполнению задач. Грамотный инженер, хорошо знающий свое дело».

Краткая формулировка в наградном листе абсолютно не отражает того титанического труда, героизма и мужества, человеческих жизней, которыми заплатили советские воины с их командирами за форсирование той же реки Прони.

Следует напомнить, что осуществление данной операции длилось ни много ни мало, а 9 месяцев.

Вообще, форсирование Прони  – это ряд тактических операций на берегах реки Проня в течение октября 1943 — июня 1944 года.

В операции участвовали 10-я армия, в состав которой входил и 38-й стрелковый корпус, в котором воевал Кирпичников, 49-я и  и50-я армия, 15 стрелковых соединений и присоединённые к ним артиллерийские, танковые, авиационные и сапёрные части.       

Красная Армия, которая разгромила немецкие войска на Курской дуге летом 1943 года, в сентябре вступила в восточные районы Белоруссии: 23 сентября 1943 войска 13-й армии Центрального фронта освободили первый районный центр Беларуси — Комарин Полесской области; 26 сентября 3-я и 50-я армии Брянского фронта освободили первый райцентр Могилевской области — Хотимск; 29 сентября был освобождён Кричев,  28 — Мстислав и Дрибин. После этого фронт вышел к Проне.   

С конца сентября 1943 года немецкое командование, заблаговременно готовясь к длительной обороне, стало создавать в полосе между Проней и Днепром глубоко эшелонированный укреплённый район, проходящий вдоль высокого западного берега Прони. Путём привлечения более 200 тысяч человек местного населения из Могилевской и Витебской областей, а также сил резервных частей Вермахта, на реках Проне, Двине и Днепре, было построено большое количество траншейДОТовДЗОТов и блиндажей.   

К лету 1944 глубина тактической обороны составляла 15-20 км, а общая, которая включала в себя промежуточный и тыловой армейские рубежи, достигала 60 км. Главная полоса оборонительных рубежей состояла из 3-4 линий траншей и шла вдоль реки на расстоянии 300—500 метров от берега и имела ширину 5-6 км. Практически из любой точки просматривался противоположный берег. Перед передним краем было установлено несколько рядов проволочных заграждений, рогаток, малозаметных препятствий. Непосредственно перед ними были глубокие канавы с водой. Были проложены сплошные противопехотные и противотанковые минные поля, также была развернута хорошо развитая линия артиллерийских и пулемётных точек. 

Все деревни были преобразованы в опорные пункты. Город Чаусы, железнодорожный мост через Проню и станция были сильно укреплены. По линии обороны были замаскированы танки и артиллерийские установки.    

Боевые действия начались в начале октября 1943 года, когда к восточному берегу Прони вышли части 10-й и 49-й армий Западного фронта(в это время фронт стоял на линии рек Невель, Проня, Припять).

Около месяца шли ожесточённые бои с атаками и контратаками, которые доходили до рукопашных схваток, но успеха они не принесли.

За осень и зиму Западный фронт провёл 7 неудачных попыток наступления.

Бывший начальник штаба батальона 508-го стрелкового полка 174-й стрелковой дивизии М. Глазунов отмечал: 

«Пройдя почти всю Великую Отечественную войну, на переднем крае фронта в пехоте, начиная с командира взвода противотанковых ружей, и испытав на себе все тяжелые бои, начиная от Калинина и до выхода к границам Белоруссии, не отпуская немцев более чем на 400-500 метров, сегодня могу смело сказать, что не припомню таких сложных боевых действий, которые мы вели осенью 1943 года на Дубровенщине».

О жестокости боев в этом районе свидетельствует и тот факт, что за месяц боев на плацдарме опорный пункт в деревне Кузьминичи переходил более десяти раз из рук в руки. Согласно свидетельствам участников вода в реке была красной от крови.   

Неспроста высшее командование, рассмотрев наградное представление командира корпуса на   своего инженера, решило, что тот недостаточно оценивает его заслуги в операциях по форсированию Прони и наградило подполковника Кирпичникова орденом Отечественной войны 2-й степени.

За Вислу, Одер и Берлин – два ордена Красного Знамени

форс2В январе 1945 года корпус, в котором нес службу Вениамин Кирпичников, отличился в Варшавско-Познанской наступательной операции, в боях при прорыве обороны противника с Пулавского плацдарма на западном берегу реки Висла. 14 января его передовые части прорвали сильно укрепленную и глубоко эшелонированную оборону врага на плацдарме, не давая возможности организовать противнику сопротивление на промежуточных, заранее подготовленных оборонительных рубежах по реке Варта, каналах и многочисленных озерах. Части корпуса прошли с боями более 500 километров и успешно форсировали реку Варта.

Представляя корпусного инженера к очередной  награде,  командир корпуса генерал-майор А.Д. Терешков написал: «Подполковник Кирпичников в ходе наступательных операций корпуса по прорыву сильно укрепленной полосы противника на р. Висла проявил мужество и способности организовать в трудных условиях выполнение боевых задач подчиненными саперными частями и подразделениями.

Благодаря умелому руководству тов. Кирпичникова своевременно и доброкачественно были подготовлены дороги и подходы к переправе.

Наведенный через р. Висла мост, несмотря на   троекратное его разрушение и под сильным минометно-артиллерийским огнем противника был в срок восстановлен и подготовлены 2 ледовые переправы, что способствовало безостановочному движению частей и успешному ходу наступательных действий.

Кроме того совершенно без потерь были разминированы свои минные поля и проделаны проходы в  минных полях противника. За образцовое обеспечение наступательной операции корпуса в инженерном отношении подполковник Кирпичников достоин награждения орденом Красного Знамени».

Высоко отметил роль своего инженера командир корпуса и в ходе наступательных операций по овладении городами Франкфурт-на-Одере и Берлин. В наградном листе он отметил: «Подполковник Кирпичников проделал большую инженерную работу при прорыве сильно укрепленной обороны противника на р. Одер и в боях за г. Берлин.

Под личным руководством тов. Кирпичникова силами инженерных частей под непрерывным огнем противника в районе Шветиг было построено 12 причалов от 40 до 5 тн, перекинуто через р. Одер 6 тросов, непрерывно работало 6 паромов, которые постоянно разрушались и снова восстанавливались.

Под непосредственным руководством Кирпичникова  на паромах в районе Шветиг было переброшено 5 самоходных орудий, построен мост протяженностью 280 м через р. Одер, по которому были переброшено 89-я и 64-я стрелковые дивизии. После разрушения мост был  снова восстановлен.

В период   боев в Берлине инженерные части корпуса под личным руководством т. Кирпичникова принимали непосредственное участие  в штурмовых группах передовых частей, разрушали  уличные барьеры, производили разминирование улиц, прокладывая путем подрыва колонные пути для пехоты и артиллерии через здания и стены домов, сняли на главном направлении до 300 мин и взорвали 83 здания.

За умелое руководство инженерными частями и проявление личного мужества и отваги, способствовавших успешному исходу Берлинской наступательной операции, т. Кирпичников достоин награждения орденом Ленина».

Увы, высшее руководство не поддержало ходатайства командира корпуса, подполковник Вениамин Кирпичников  в очередной, в третий раз был награжден орденом Красного Знамени.

Боевой путь нашего земляка, кроме выше перечисленных наград был отмечен еще одной медалью «За боевые заслуги» и медалью «За оборону Москвы» в 1944 году.

Свой жизненный путь Вениамин Давыдович завершил в возрасте 75 лет в г. Москва, где и похоронен на Ваганьковском кладбище. Там же похоронены его жена Галина Зиновьевна и сын Борис. В Москве проживает сын Кирпичникова Леонид.

Иван ГАРИСТ.

 

 

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.