Прадед для нас – герой войны

Архипов Леонид

Много лет прошло со дня Великой Победы, но и сейчас эта дата всеми нами отмечается с почетом и гордостью. В этот день объявляется минута молчания, звучат залпы военных орудий, и все мы в эту минуту думаем о своем, а по сути, об одном и том же, мысленно вспоминая своих дедов и прадедов, которые на полях сражений рисковали жизнью ради победы, ради нашей жизни и нашего будущего!

— Я уверена, что забыть о важности этого дня нельзя! В нашей семье бережно хранят и передают память о событиях Великой Отечественной войны, — рассказывает наследница одного из ветеранов войны Ольга Буценко. – Мой прадед  Леонид Архипов воевал и дожил до счастливого мая 1945 года. К сожалению, он рано ушел из жизни, но сохранились воспоминания, фотографии, награды.

Леонид Архипов родился в 1908 году в д. Александровка.  Работал в местном хозяйстве. Уже до войны у него была большая семья – четверо детей. А в 33 года его призвали на фронт.

Его служба началась в 1941 году. В 1942 году его назначили командиром отделения 1243-го стрелкового полка 375-й дивизии, который был сформирован в декабре 1941 года под Тверью.

В этой должности, со своими сослуживцами он принял участие в битве по Ржевом в 1942 году.

Ржевская битва навсегда войдет в историю Великой Отечественной войны как одна из самых трагических ее страниц. Она стала одной из кровопролитнейших сражений в истории войн, недаром в обиход вошло выражение «ржевская мясорубка», а вторая Ржевско-Сычевская наступательная операция (25 ноября – 20 декабря 1942 года) – единственным военным поражением маршала Жукова.

Именно в этой битве 9 августа 1942 года Леонид Архипов получил тяжелое ранение в ногу.

— Мой прадед рассказывал своим детям, внукам, как взрывом его откинуло в воронку от снаряда, где он лежал и истекал кровью, — говорит правнучка Ольга. – Он не знал, сколько  так пролежал. Но вскоре услышал голос командира, который на телеге объезжал поле битвы в поисках выживших. А мой прадед очень хорошо пел. Он и в армии был запевалой. Сильно раненый и ослабший, он все же  нашел силы затянуть одну из любимых песен. Так его нашли и отправили в госпиталь.

Врачи ампутировали ногу. Тогда Леонид Никитич написал письмо жене буквально с одним вопросом: «Марфа, примешь ли ты меня без ноги?»

Что могла ответить любящая жена?! Конечно, она ждала мужа.

После освобождения Александровки Леонид Архипов вернулся домой. Остаток своей жизни он передвигался на костылях, но это не мешало ему вести хозяйство, косить траву. Работать он устроился счетоводом на лесоучасток. Вскоре в семье появилось еще трое детей.

— Его отдушина была гармошка, — рассказывает правнучка. – Играл для внуков, односельчан и прекрасно пел. А еще мой прадед был очень добрым и сердобольным человеком. И очень жалел сирот. Когда после войны ему дали машину «инвалидку», то вместе с младшей дочкой и внучкой он ездил в город продавать рамки для фотографий, которые сам и мастерил. На вырученные деньги покупал еду и сладости детям-сиротам, которых много осталось после войны.

До самой смерти Леонида Архипова мучали боли от ранений и осколков. Но он оставался жизнерадостным человеком, за что и любили его все 14 внуков. Умер Леонид Никитич в 1964 году. Ему было 56 лет.

— Для нас он – герой! — говорит Ольга.

За активное участие на фронтах Отечественной войны и полученные тяжелые ранения Леонид Архипов награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За победу над Германией».

По стопам Леонида Никитича в профессиональном плане пошли две внучки, которые работают главными бухгалтерами и правнучка Ольга (тоже бухгалтер), которая и рассказала нам о своем прадедушке.

А внучка Светлана, которая работает медиком, посвятила деду стихотворение:

ДЕД

Мой дед вернулся в сорок пятом,
На перевязи сапоги,
В военной форме на заплатах,
Больной чахоткой, без ноги…

Там, где от крови сталь рыжела,
Где жизнь была не дорога,
Осталась под далеким Ржевом
Как жертва, правая нога.

Загадка прошлого в том века,
Теперешним, нам не понять,
Как смог он, инвалид, калека
Всех семерых детей поднять?!

Пусть по ночам нога болела,
Под Ржевом что похоронил,
Тревожили осколки в теле,
Не жаловался и не ныл.

Проблем в деревне было много,
Спасала матушка – земля,
Он не надеялся на Бога,
А всегда только на себя.

В лес за дровами – на протезе,
На костылях траву косил,
А о богатстве и не грезил
И снисхожденья не просил.

Землю пахал, сажал картошку,
Себе поблажки не давал,
И успевал все понемножку
И никогда не унывал.

Дед, труженик, герой Победы,
Был очень добрым, говорят,
Кормил своим скудным обедом
Голодных, пусть чужих, ребят.

Бывали радости и беды,
Но тем, кто побывал в аду,
Великий светлый День Победы
Стал главным праздником в году.

А в праздник, когда сделал дело,
И рюмку пропустить успел,
Шутил он шутки без предела
И под гармошку песни пел.

Он пил за тех, кто не вернулся,
Он жил за тех, кто не дожил,
Он выдюжил и не согнулся
И каждым мигом дорожил.

Сапог, суконкою натертый,
И, как послевоенный шик,
Дед в галифе и гимнастерке –
Хозяин, муж, отец… Мужик!

Светлана ПЕТРЕНКО.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.