Одни лес губят, а Иван Харлан спасает

IMG_8381 

В этом сезоне рано начались лесные пожары. Причем настолько интенсивные, что в районе решением местных властей был введен запрет на посещение лесов: опущены шлагбаумы, лесная охрана переведена на усиленный режим патрулирования, за разведение костров грозят нешуточные штрафы.

На пожарно-химическую станцию Калинковичского лесхоза мы приехали после сильного дождя. Но радоваться водитель пожарной машины Иван Харлан не спешит.

— Одного дождя мало, чтоб землю промочить, — говорит Иван Викторович. – Надо, чтоб несколько дней лило.  

В лесу ситуация еще опасная. Веками копившаяся подстилка из опавших листьев и иголок лишь сверху блестит капельками воды. На поверку же сухая донельзя. Хватит одной искры, чтобы занялся огонь:
— Чтобы полностью затушить тлеющий костер, нужно потратить немало времени и воды, — говорит Иван Харлан. — Вроде бы все затушили. Дыма нет. Но глубоко в подстилке может остаться тлеющий уголек. Сильным ветром пепел может вскрыться. И случится беда… Поэтому, после того, как сбиваем пламя, еще несколько дней ездим заливать водой места горения.

На территории пожарно-химической станции на первый взгляд спокойно. Однако  тревожно-красные пожарные машины всегда наготове.  А на складе хранения противопожарного инвентаря все четко разложено по местам.  Ведь в любой момент может поступить вызов, и Иван Харлан помчит лесоводов спасать угодья.
— У нас нет нормативов по времени, как у спасателей, — уточняет собеседник. — Однако действуем мы не менее оперативно. Человек так устроен, что любой ценой защищает свое. Посадив однажды саженцы, из года в год ухаживая за ними, ни один лесник не будет медлить.

Сам Иван Викторович из Украины. Там и получил права в ДОСААФе категорий «В» и «С» и первый опыт вождения пожарной машины. А пять лет назад переехал в Калинковичи. И все эти годы работает в лесхозе. Летом помогает тушить лесные пожары, зимой работает за рулем легковой машины.   

Сейчас Иван Харлан работает на МАЗе, который вмещает 3,5 т воды. А начинал на ГАЗ-53. Он не только отличный водитель, но и по ремонту автомобиля может дать фору хорошему автослесарю. Признается, что обслуживание автомобиля для него скорее не работа, а «общение» с хорошим товарищем.

Задача водителя пожарной машины – не только доставить лесоводов к месту пожаров, но и правильно установить машину на безопасном расстоянии. Кроме этого, водитель отвечает за бесперебойную подачу воды и других огнетушащих средств. В зависимости от ситуации водитель может включиться в полноценную работу по тушению огня.

— Вызвать могут в любое время дня и ночи, — говорит Иван Харлан. – Жена привыкла и смирилась.

Гордятся отцом-спасателем дочка и сын. Да и маленький внук Марк может кое-что рассказать про сложную работу дедушки.

Хотелось бы обратиться и к нашим гражданам: впереди лето, и многие любят проводить время на природе, в том числе и в лесу. Не забывайте о правилах нахождения на природе и о том, что не нужно оставлять после себя костры, бросать непотушенные окурки и т. д. К сожалению, причиной пожаров в большинстве случаев становится обычная человеческая халатность, за которую приходится потом платить высокую цену.

Светлана ПЕТРЕНКО.

Фото Николая БОРИСЕНКО.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.