Беларусь помнит. Помним каждого! Комбат Лагодный

лагодный копия

В смертельных боях на Орловщине

 5 июля 1943 года, как известно нам из учебников истории, началась битва на Курской дуге.
Так вот Орловская наступательная операция, она же операция «Кутузов», проводившаяся с 12 июля по 18 августа 1943 года, в ходе этой битвы, являлась чередой самых кровавых битв войны. По данным военной статистики ее ежедневные потери превышали сталинградские. Эта операция стоит в одном ряду с битвой за Москву, Сталинград, Ленинград.

Собственно, Орловская наступательная операция и стала отправной точкой для наступления советских войск на немцев по всем фронтам. Ведь не спроста первый салют во время войны был дан в честь освобождения Орла. И не просто так Рузвельт поздравлял Сталина с этой великой победой. Кстати, за все время Великой Отечественной войны Рузвельт Сталину только две таких поздравительных телеграммы отправил — после Сталинграда и после Орла!

Именно за бои в ходе Орловской наступательной операции свой первый орден получил наш земляк, 22-летний командир 3-го стрелкового батальона 624-го стрелкового полка 137-й стрелковой дивизии капитан Лагодный Василий Иванович.

Родился Лагодный в д. Нахов. Еще юношей решил связать свою судьбу с Красной Армией. А потому уже в 1939 году находился в ее рядах. Военное училище. Лейтенантские погоны. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Отступление и горечь поражений в первые месяцы войны. Все это смешалось в один горячий клубок, который не только не расслабил мужество и отвагу полешука, а наоборот закалил его характер, выдержку и выносливость, выработал командирскую смекалку и опыт ведения борьбы с оккупантами.

В документальной книге  «Однополчане» Валерия Киселева (Нижний Новгород, 2005 г.) напечатаны воспоминания однополчанина Лагодного, командира 2-го батальона капитана Тарусина Г. П. Вот что он вспоминает о тех июльских днях 1943 года:

«В те дни длительного затишья атмосфера была, как я сам это чувствовал, тревожной, усиливалось предчувствие каких-то больших перемен. За несколько дней до наступления нашему полку было приказано заменить находящуюся в обороне какую-то другую нашу часть.

<…>  Помнится измятое танками поле, запах гари, движение навстречу машин с ранеными. Запомнилось, как с грозным гулом пролетели на запад наши бомбардировщики, единиц пятьдесят, стороной шли танки, это поднимало наше настроение, уже чувствовалось, что сейчас не 41 год.

Шли мы по пыльной дороге, через поле гречихи. Был тихий июльский теплый, вечер. Солнце опускалось к горизонту, воздух был наполнен какой-то приятной ласкающей истомой, поле и обочина дороги пестрела цветами.

А вдали были видны и слышны частые разрывы снарядов. Впереди шел бой, и было такое чувство, что сейчас произойдет что-то страшное и неотвратимое.

С наступлением темноты командир полка собрал нас в какой-то роще и отдал приказ на утреннее наступление. С рассветом все подразделения батальона были в исходном положении на своих местах…

Батальоны капитанов Огурцова, Тарусина и Лагодного 624 стрелкового полка подполковника Сущица должны были с боем форсировать реку Неручь и овладеть селом Васильевка.

Левее готовились к наступлению батальоны капитанов Михайлова, Комкина, Сирякова 409-го стрелкового полка подполковника Гребнева.

Во втором эшелоне в готовности развить успех встали батальоны 771-го стрелкового полка подполковника Кадиро.

Дивизионы 17-го артиллерийского полка подполковника Савченко были приданы стрелковым полкам и стояли непосредственно в их боевых порядках…»

На рассвете 23 июля после мощной артподготовки с участием всех приданных артиллерийских частей с исходного рубежа примерно в 500 метрах от реки Неручь по фронту в несколько километров батальоны 137-й стрелковой дивизии поднялись в атаку. Многие из тех людей, что пошли тогда в бой, шли навстречу смерти. Никто из них не мог знать — будет ли он жив через час, к вечеру или на следующий день…

Например, капитана Тарусина ранило в первый же день и он выбыл из боя.

К вечеру 23 июля все три полка  137-й дивизии форсировали реку Неручь и вели бои по расширению плацдарма. 624-й полк продолжал вести бой за Васильевку и Богодухово, отбивая контратаки, 409-й и 771-й стрелковые полки при поддержке 17-го артполка и приданных средств усиления овладели высотой, что в двух километрах юго-западнее Васильевки, атакой взяли Степановку, 1-Степановский, Нахаловку, Сорочьи Кусты, и продолжали развивать наступление. К ночи успех обозначился во всей полосе наступления дивизии и 42-го стрелкового корпуса. Противник начал отходить на новые рубежи обороны. Наши части преследовали его весь вечер и ночь.

На следующий день бои опять продолжились. Вот что вспоминал о них комсорг 624-го стрелкового полка, лейтенант в отставке Горчаков Ю. М.:

«Перед атакой немного постреляла наша артиллерия, и мы поднялись. Было где-то около часу дня, солнце светило как-то особенно ярко. К деревне можно было пройти только через открытую местность, а огонь был такой, что почти сразу все залегли, умирать никому ведь не хотелось, и так убитых было уже много. Но воевать все равно было надо. Я пошел по воронкам в цепь, где ползком, к одному, другому: «Почему лежим, неужели не поднимемся?» — «Попробуй, поднимись — пулеметы, как бреют» — «Неужели пятьдесят метров не пробежим?» Мы с Олегом Степановым поднялись и вперед, бегом. Тогда как-то не думали о смерти, по молодости подняться было легко, это сейчас вспоминаешь, и сам себе не веришь. Пробежали к кустам — целые, за нами перебежками остальные. Немцы бьют из блиндажа — кинул туда гранату, попал, и только снова поднялись, уже у самого ближнего дома — как даст что-то выше локтя, автоматная очередь. Сгоряча еще бросал гранаты, сразу не ушел, а потом уж, когда крови стало много. Видел, как наши ворвались в деревню».

Представляя к награждению орденом Красной Звезды  командира 3-го батальона капитана Василия Лагодного командир 624-го стрелкового полка  подполковник Сущиц написал:

«Тов. Лагодный в боях за дер. Васильевка, Нахлестово, 2-е Братское, Марьевка и др. Орловской области с 23 по 27 июля 1943 года показал большие организаторские способности и умение командовать батальоном в бою.

Под его командованием  3-й батальон первым  форсировал  реку Неручь и овладел дер. Васильевка. Проведя эту операцию решительно и быстро, тов. Лагодный обеспечил  быстрый захват обороны противника под дер. Нахлестово. В дальнейшем успешно развивая боевые операции, его две роты, несмотря на ожесточенное сопротивление противника, 29.07.1943 г. овладели дер. Нахлестово.

Под дер. Красноя Слобода, тов. Лагодный хорошо организовал взаимодействие артиллерии и пехоты и нанес противнику серьезные потери.

Под дер. Пиковка с батальоном первый форсировал р. Рыбницу – обеспечил переправу всего полка.

В боях с 23 по 27 июля 1943 г. батальоном под командованием тов. Лагодного уничтожено до батальона немецких солдат и офицеров, 18 – взято в плен. Захвачено трофеев: винтовок – 100, станковых пулеметов – 5, автоматов – 6,  лошадей с повозками и боеприпасами – 3. Уничтожено 2 танка противника».

В одном из наступательных боев на Орловщине капитан Василий Лагодный был ранен.

Освобождая родную Гомельщину

В начале октября 1943 года  137-я  стрелковая дивизия, в которой воевал наш земляк,  была переброшена в район юго-западнее Гомеля на реку Сож с задачей форсировать ее и создать плацдарм для удара на Гомель.

При поддержке артиллерии и во взаимодействии с соседями дивизия 10 октября переправилась через Сож и заняла небольшой плацдарм на западном берегу в районе деревни Жеребной. Но все попытки расширить его не приносили успеха, разгорелись затяжные кровопролитные бои, по своему ожесточению почти и не уступавшие боям на Десне.

Несколько дней бои шли с переменным успехом, но расширить плацдарм не удавалось, несмотря на яростные атаки наших батальонов. Дивизии были приданы танки «Валлентайн», но и их атака не имели успеха. В этих боях под деревней Жеребная были убиты командиры батальонов капитаны Огурцов и Комкин, опытнейшие офицеры, прошедшие с дивизией сотни километров. Это было тяжелой утратой для всей дивизии…

… 16 октября соединения 65-й армии генерала Батова форсировали реку Днепр в районе города Лоева и захватили плацдарм, имевший важное оперативное значение. Под угрозу обхода с левого фланга ставилась вся гомельская группировка противника. Для развития успеха на плацдарм были переброшены соединения 48-й армии, в том числе и 137-я стрелковая дивизия. К 7 ноября 1943 года дивизия сосредоточилась на плацдарме с задачей наступать в направлении города Речицы вдоль западного берега Днепра.

10 ноября дивизии 65-й армии перешли в наступление, в прорыв были введены 1-й гвардейский и 9-й танковые корпуса. Используя успех соседей, начала продвигаться и 137-я стрелковая дивизия. Догоняя и отбрасывая подразделения 31-й пехотной дивизии противника, 13 ноября дивизия вступила в город Холмечь. Продвижение наших частей затруднялось не только сопротивлением гитлеровцев, но и крайне тяжелыми природными условиями — леса, болота, бездорожье. В результате смелого маневра танкистов корпуса генерала Панова удалось быстро и без больших потерь овладеть Речицей. Противник на этом направлении оказывал сопротивление уже только небольшими группами и быстро откатывался за реку Березина.

Развивая успех, 137-я стрелковая дивизия за четверо суток прошла с боями 50 километров и в ночь на 27 ноября сходу форсировала Березину у места ее впадения в Днепр, овладев при этом поселком Горваль. Захваченный плацдарм имел важное оперативное значение. Но за Березиной начинались почти сплошные болота, и полное отсутствие дорог существенно задерживало наступление. Даже небольшими силами гитлеровцы имели возможность упорно обороняться. Противник занимал оборону в основном по сухим местам, полагая, что болота непроходимы, но именно используя болотистую местность, наши части находили возможность маневрировать и отбрасывать врага. Так 30 ноября батальона капитана Уварова 624-го полка после тщательной разведки при поддержке артиллерии двух полков перешел болото, ударил гитлеровцам во фланг и обеспечил создание плацдарма для всей дивизии. Гитлеровцы несколько раз пытались вытеснить наши части в болото, но всякий раз безуспешно.

«Две недели пробивалась дивизия через леса и болота, преодолевая упорное сопротивление гитлеровцев. 4 декабря части 137-й дивизии, пройдя болото, овладели двумя линиями траншей и с боем взяли поселок Бор. Несколько батальонов дивизии вышли к железной дороге Жлобин — Калинковичи в районе станции Мормаль. На этом рубеже развернулись затяжные кровопролитные бои.

Выход к железной дороге обеспечил бой 3-го батальона майора Василия Лагодного. Еще во время артподготовки подразделения батальона подошли к переднему краю обороны противника. Атака была стремительной, всего за 20 минут гитлеровцы были выбиты из траншей. В бой вступили главные силы дивизии…» — написал в своей документальной книге «Однополчане» Валерий Киселев.

Представляя к награждению орденом Александра Невского Василия Лагодного за бои по освобождению Гомельщины,  командир 624-го стрелкового полка подполковник Сущиц написал:

«Тов. Лагодный, обладая большими знаниями военной тактики и значительными организаторскими способностями, показал себя в бою опытным и высоко инициативным командиром.

4 декабря 1943 г. в бою в районе д. Бор Гомельской области он проявил исключительное умение в организации боя.

Батальон получил задачу прорвать сильно укрепленный передний край  обороны противника: исключительно д. Бор правая граница, левая граница южнее д. Бор 700-800 метров – с дальнейшей задачей перерезать шоссейную дорогу Ящицы-Мормаль и выйти на железную дорогу  в районе разъезда Ящицы.

Четко определив задачу своим подразделениям, умело построив взаимодействие артиллерии и пехоты, т. Лагодный блестяще осуществил выполнение поставленной задачи.

При овладении шоссейной дорогой Ящицы-Мормаль,  противник,  придавая особо важное значение данной транспортной магистрали, перешел в крупную контратаку при поддержке манков и самоходных орудий, пытаясь восстановить прежнее положение.

Тов. Лагодный, правильно оценив обстановку, построил отличную систему заградительного огня из противотанковых ружей и своевременно вызвал огонь поддерживающей артиллерии.

В результате интенсивного огня танки противника не смогли прорваться и повернули обратно.

Предприняв несколько яростных атак и каждый раз наталкиваясь на стойкое сопротивление занятом рубеже».

***

…15 декабря 137-я дивизия сдала свой участок 4-й стрелковой дивизии и была отведена во второй эшелон на отдых и пополнение. А уже 16 января 1944 года ее  батальоны снова пошли в бой — на Паричском направлении.

В ходе этих боев погиб командир 624-го полка подполковник Сущиц, не дойдя всего 10 километров до своей родной деревни. Был убит замкомбата капитан Скипочка. Умер от ран командир батальона капитан Алмосов. Тяжело были ранены комбаты майор Лагодный, майор Уваров, капитан Котов.

… В 1985 году майор в отставке Валилий Лагодный  был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Иван ГАРИСТ.

 

 

 

 

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.