Беларусь помнит. Помним каждого! От Подмосковья до Берлина

телеш копия
Накануне славной даты для нашего народа считаю своим сыновним долгом рассказать о своем отце Телеше Николае Григорьевиче, участнике Великой Отечественной войны с первых ее дней и до победного мая 1945 года, уроженце деревни Юровичи.
Родился отец 19 ноября 1922 года в крестьянской семье. Две старшие сестры перед войной уже имели свои семьи, а младший брат был еще школьником. Окончив в Юровичах школу, отец в 1939 году поступил на курсы инструкторов-учителей физкультуры и спорта в Минске. Он был хорошо развит физически, рассказывал, что дальше его никто в деревне не мог метнуть гранату.
После окончания курсов вернулся обратно в Калинковичский район и был направлен учителем физкультуры в Якимовичскую неполную среднюю школу. До начала войны оставался ровно год…
Николай Телеш был призван в ряды Красной Армии Калинковичским райвоенкоматом 10 июля 1941 года и направлен в отдельный запасной полк связи, который базировался сначала в городе Елец Липецкой области, а затем в Башкирии.
То, что отец не сразу попал на фронт, наверняка спасло ему жизнь. Впрочем, жизнь связиста в боевой обстановке и так была недолгой.
Между тем Красная Армия все отступала, уже шли бои под Москвой. Положение было очень тяжелое. «Все для фронта! Все для Победы!» – таков был девиз тех дней. Вся большая страна, простой народ напрягал силы, жил впроголодь лишь для того, чтобы армия, их отцы и сыновья могли одолеть ненавистного оккупанта и изгнать его с родной земли.
Не сладко было и курсантам, которые просились на фронт, быстрее в бой, бить врага. И в феврале 1942 года отец оказывается на Западном фронте. Он попал в 442-ю отдельную роту связи 780-го отдельного батальона 1090-го стрелкового полка 323-й стрелковой дивизии. С этой ротой, в этом полку и в этой дивизии он прошел путь от Подмосковья до Берлина.
Надо сказать, и полк, и дивизия, в которых воевал отец, прошли славный путь. К тому времени, как Николай Телеш прибыл на фронт, дивизия и ее полки успели отличиться в боях по освобождению Брянска.Тогда-то 323-й дивизии и было присвоено наименование «Брянская». Однополчанами отца были полные кавалеры ордена Славы саперы Вагаршак Айрапетян и Яков Пантелеев. В 1944-45 годах дивизия освобождала Беларусь, Польшу, Германию, была награждена орденом Суворова 2-й степени, удостоена звания «Краснознаменной». Но все это будет потом.
После боев в Подмосковье и освобождения Брянска в конце 1943 года дивизия вступила в пределы Беларуси, в северо-восточную часть Гомельской области. Особенно ожесточенные бои были под Рогачевом. За боевые действия и проявленные доблесть и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период с февраля по июнь 1944 года отец трижды награждался командованием дивизии.
Своей первой награды, медали «За отвагу», он удостоился 3 марта 1944 года. Как следует из наградного листа, к тому времени Николай Телеш был участником боев за освобождение городов Карачев и Брянск, форсировал Сож. И во всех этих операциях, «невзирая ни на какие трудности, презирая смерть, бесперебойно обеспечивал связь. Во время боевых действий за населенный пункт Коноплицы в тяжелых условиях, в болотах, беспрерывно находясь под ураганным артиллерийско-минометным огнем противника, дежурил по 20 часов бесперебойно. Радиосвязь за время боев была устойчива».
За отличные боевые действия при прорыве обороны противника и форсировании реки Друть приказом Верховного Главнокомандующего от 25 июня 1944 года отцу объявлена благодарность. А 2 июля того же года отец был отмечен орденом Красной Звезды. Как следует из наградного листа – «…в последних боях с немецкими захватчиками с 23 по 26 июня 1944 г. показал себя стойким и решительным радистом».
С началом операции «Багратион» 323-я дивизия вела ожесточенные бои по окружению и уничтожению противника под Бобруйском. За освобождение этого города отцу снова была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего.
Лето 1944 года прошло в боях по освобождению Беларуси. В конце августа мой отец был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Командир 442-й отдельной роты связи капитан Гурьянов так охарактеризовал своего бойца в представлении к награде: «Товарищ Телеш все время в боях находился на НП командира 1090 сп. При преследовании противника, а также прорыве его обороны на реке Нарев показал себя мужественным, отважным, знающим свое дело радистом. Несмотря на сильный артминометный и ружейно-пулеметный огонь противника, а также трудные для радиосвязи болотисто-лесистые условия местности, обеспечил бесперебойную радиосвязь командования 1090 сп, а также при окружении противника. В это время товарищ Телеш заболел, температура была 390 С, но он с поля боя не ушел. Является мастером своего дела, у него ни одного раза рация не выходила из строя, тем самым он смог обеспечить бесперебойную связь в трудных условиях, что сказалось на бесперебойном управлении войсками». А за отличные действия при прорыве обороны немцев на западном берегу реки Вислы южнее Варшавы 16 января 1945 года отцу снова объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего.
В апреле 1945-го 323-я дивизия вела бои уже на территории Германии. В боях за город Цепелев отец был контужен. Но, пробыв лишь несколько дней в госпитале, вернулся в свой полк. И снова обеспечивал его связью. В городе Ляски полк оказался в затруднительном положении – проволочная связь была прервана. Отец проявил «исключительные способности и смелость, установил радиосвязь с командованием дивизии. Тем самым обеспечил управление, что способствовало общему наступлению наших войск». По представлению командира роты капитана Гурьянова отец был отмечен вторым орденом Красной Звезды. Он был также награжден медалями «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».
Таким отцом следовало гордиться! И мы гордились. Еще и потому, что их, ребят 1922 года рождения, из ста призванных летом 1941-го к маю 1945-го в живых осталось только трое. Когда я называл эти цифры и спрашивал у него о том, как он выжил, он неизменно отвечал: «Повезло! Я бегу, пули свистят, рядом падают товарищи, а я бегу! А бежать приходилось с автоматом в руках и рацией за спиной. Ох, как это нелегко, особенно в рукопашной…»
Как многие фронтовики, отец не любил рассказывать о войне. Почему-то быстро умолкал. Видимо, воспоминания навевали что-то до жути страшное и печальное: гибель товарищей, кровь, стоны, госпиталя, нехватка сна… Как-то он рассказал, что очень трудно было побороть сон. Во время боя приходилось дежурить на связи не то что часами, сутками! На сон отводилось два-три часа. Чтобы не уснуть, зажигал коптилку, ставил под подбородок. И когда голова клонилась, ожог приводил в чувство, заставлял стряхнуть непреодолимую дремоту и продолжать нести боевое дежурство.
Закончив боевые действия под Берлином, наш отец еще несколько месяцев оставался в Германии в составе оккупационных войск. Лишь в ноябре он был демобилизован из действующей армии в звании старшины. Несколько лет была мирная работа в военных органах Мозыря и Ветки, затем учеба в Минской партшколе и ВПШ при ЦК КПСС в Москве. Членом Компартии отец стал еще на фронте, в 1942 году. Затем ему присвоили офицерское звание.
А в апреле 1950 года отца направили на работу в Пинскую область на должность заместителя начальника политотдела, уполномоченного по борьбе с бандитизмом на границе с Ровенской областью. Сегодня, оглядываясь назад, я не могу понять, каким чудом мы уцелели? Бандеровцам нужен был отец. На него была настоящая охота – погони, выслеживания, попытка уничтожить семью. Так что два года прошли, считай, в боевой обстановке и для него, и для нас.
В 1952 году папу перевели на другую работу, в партийные и хозяйственные органы. Он дослужился до звания капитана. Работал заместителем председателя райисполкома в Корме, председателем колхоза, председателем сельисполкома в Ветковском районе. И мы часто переезжали с места на место. Нас у отца было четверо, и все мы родились в разных местах: в Мозыре, Ветке, Микашевичах, Корме. По этим названиям можно узнать географию его переводов.
Умер отец в 1984-м в возрасте 61 года. Видимо, сказались и четыре года войны, и работа в Пинской области, приближенная к боевой.
Все меньше становится ветеранов, непосредственных участников боев на фронтах Великой Отечественной войны. Они уходят, потому что человеческая жизнь, увы, не бесконечна. Остается лишь память, и эту память нужно беречь.
Мне, сыну фронтовика Николая Григорьевича Телеша, уже 71 год. Я принадлежу к послевоенному поколению, у которого свой счет к той войне. Рожденные вскоре после нее, мы не были заласканными и избалованными. Мы росли не просто на воспоминаниях о войне, мы впитывали в себя живые наглядные примеры, ощущали ее присутствие. В нас были очень свежи знания о том, что сделали наши отцы и деды – солдаты Великой Отечественной. Эти примеры, а также школа, комсомол воспитывали в нас истинный патриотизм, искреннюю любовь к своей Родине. Сегодня, склоняя головы перед светлой памятью о них, солдатах Победы, мы чтим Великий Подвиг, совершенный ими!
Храните эту память и вы, наши наследники и преемники. Она не подлежит забвению. Не должна!
Александр Телеш,
отличник образования
Республики Беларусь, наставник молодежи СССР, г. Гомель.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.