Где живет вежливость

вежливость копия

Еще подростком в начале 80-х впервые посмотрел итальянскую кинокомедию «Укрощение строптивого». Как и любая кинолента, намного пережившая год своего создания, она наполнена,  по-белорусски говоря, “трапнымі цытатамі і выразамі”. Наиболее запомнилось, как экономка-негритянка Мамми укоряла своего хозяина Илие, роль которого блистательно исполнил Андриано Челентано: «Этот господин забыл, где живет вежливость!».

Вспоминаю эти слова часто, особенно, когда сталкиваюсь с людской черствостью, грубостью и хамством.

Такие ситуации могут возникнуть сплошь и рядом, в особенности в общественном транспорте, на каких-то массовых празднествах, в торговых точках.

Вот о них, этих самых точках, хочется поговорить отдельно. Как-то, чуть больше 20 лет назад, по дороге из редакции домой почти ежедневно заходил в магазин «Спутник» (ОРС филиал РУП «Калинковичиводстрой»), что по улице 50 лет Октября, 55. Покупал в этом магазине кукурузные палочки. И вот однажды попросил продавщицу подать мне их с торговой полки.

 — Вы, наверное, подавитесь этими палочками! — неожиданно услыхал в ответ.

Поди ж ты, запомнила, что я часто покупал здесь именно такой товар.

Хотя произнесена реплика была вроде бы и незлобным тоном, неприятный осадок в душе оставила надолго. Как можно работнику прилавка заявлять подобное в адрес покупателей? Да так всех распугаешь, и люди уйдут в другой магазин. На ту пору «Спутник» не работал по принципу самообслуживания, и продавцу приходилось каждому покупателю подать – принеси, что скажет. Тяжело, физическая нагрузка за смену приличная. Да и покупатели разные бывают, некоторые — откровенные грубияны. Все это понятно, как и то, что работа в постоянном контакте с людьми требует ангельского терпения, максимальной корректности и повышенной выдержки. Так ведь знала же девушка, куда шла, силой за прилавок ее никто не тянул.

Или вот — еще один  пример из недавнего прошлого. Захожу в фирменный магазин «Дары от Зари», чтобы купить куриные яйца. Попросил два десятка. Это стоит трешку с полтиной. Как назло, в тот момент в кошельке не оказалось мелких купюр. Только начинаю доставать 20-тирублевку, как у продавца на лице «нарисовалась» кислая мина. Она закатила глазки под лоб, будто увидела перед собой инопланетянина, и при этом что-то невнятное пробубнила недовольным голосом. А затем раздраженно спрашивает:

— Мельче купюры нету? Мне нечем вам сдачу дать.

Еще раз проверил свою наличность и убедился, что мелочи в кошельке не завалялось.

— Может хотя бы карточка имеется? — продолжала она расспрос.

Мой отрицательный ответ, понятно, не устроил работницу прилавка, и она что-то недовольно прошептала.

«Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька она ни была, тебя не коснется!» — очень давно советовал великий Леонардо да Винчи. Однако выдержка меня подвела и заявил:

— Уважаемая, я не обязан выслушивать ваше недовольное роптание! В конце концов это ваша проблема, где найти сдачу, а не моя!

После этого продавец обратилась к коллеге, которая работала за соседним прилавком, и та нашла мне сдачу.

Ситуация довольно тривиальная. Как говорится, выеденного яйца не стоит, но настроение было испорчено. Если бы мне изначально вежливым тоном объяснили, что так, мол, и так, вот такая коллизия вырисовывается, даже и не обиделся бы. А так…

 Из старого советского мультика про крошку Енота мы помним, что любое чувство к окружающим вызывает аналогичную ответную реакцию. Раздражитель —  раздраженность, улыбка – улыбку. 

Сейчас в нашем городе множество торговых точек. Не успеешь например,  еще переступить порог небольшого ларька, а продавец тебе уже «здрасьте» говорит. Следующая фраза непременно: «Может вам подсказать что-нибудь?». Пусть даже это выглядит несколько навязчиво, ведь сам могу все внимательно рассмотреть на магазинных полках, но, черт побери, приятно!

Недавно зашел в продуктовый магазин ООО «Вега» на ул. 50 лет Октября, что в одном здании со стоматологической поликлиникой, которая принадлежит этой же фирме. Пожилой работник прилавка встретила традиционным «здрасьте» и «что вам подсказать?», а после того, как я выбрал необходимый товар, рассчитался за него, женщина таким же вежливым голосом попросила: «Заходите к нам, пожалуйста, еще!». Даже, несмотря на то, что в том районе города бываю нечасто, непременно зайду в этот магазин, коль так вежливо здесь обслуживают!

Сергей САКОВИЧ.        

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.