Реформы образования сквозь десятилетия

снимок 774

Сегодня образование Калинковичского района – это четко функционирующая структура, представленная разными видами учреждений образования. В настоящее время она представлена 30 учреждениями общего среднего образования, в том числе 1 гимназией, 23 средними школами, 5 базовыми  и одной начальной школой. Всего в учреждениях образования района обучается 7005 учащихся.

За последние десятилетия белорусская система образования перенесла немало изменений. Начало им положили новые политические и социально-экономические реалии, связанные с распадом СССР и появлением независимых государств. В 1991 году принят закон «Об образовании Республике Беларусь», в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образования, ее структура, принципы финансирования, права и обязанности преподавателей, учащихся, студентов.

А в 1996 году был учрежден Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. К слову, его стипендиатами с 2000 года стали более 20 калинковичских школьников. Это ребята из гимназии, СШ №2, СШ №7, Бобровичской СШ, Озаричской СШ и Крюковичского детского сада — средней школы.

В тоже время был разработан и ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и определяющих деятельность звеньев системы непрерывного образования. Среди них – «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000) и др.  В этих документах нашла отражение новая образовательная политика государства, передовые взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, а также на подготовку кадров в новых социокультурных условиях.

В конце 90-х годов в образовании снова стартовала реформа. Планировалось осуществить переход к обучению детей с 6 лет и внедрить 12-летнюю модель школьного образования (4 + 6 + 2) к 2008 году. В рамках ее реализации была расширена сеть специализированных школ (языковых, математических, музыкальных, спортивных и т.п.) для развития способностей и удовлетворения интересов и склонностей учащихся.

Перемены продолжались, и в 1999 году произошло объединение районного и городского отделов образования. Начальником нового отдела была назначена Нина Прокопенко, бывший директор СШ №6.  

Уже в 2000 году был создан Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ).  Тогда же на основе российских тестов состоялось первое экспериментальное тестирование по отдельным предметам, а уже в 2003 году впервые по ряду предметов (белорусский язык, русский язык, математика) прошло тестирование на основе белорусских тестов. В нашем районе пунктом проведения тестирования стала СШ №1.

В начале 2000-х   на базе СШ №1 свои двери открыл музей народного образования района. Его идейным вдохновителем и инициатором открытия была заведующая методическим кабинетом районного отдела образования Нина Пашкевич. С тех пор двери музея широко открыты для всех поколений учителей, ветеранов войны и труда. В зале, открытом для посетителей, размещены стенды и материалы, свято хранящие память о прошедшем и настоящем образования района.

В это же время принимается новая редакция Закона «Об образовании». В нем получили отражение принципы, на которых строилась государственная политика в сфере образования: приоритетность образования, обязательность общего базового образования, доступность, преемственность и непрерывность образования.  Для удовлетворения запроса на образование рабочей молодежи в Калинковичах в это время функционировала вечерняя школа. Возможностью работать и одновременно получать среднее образование ежегодно пользовались около 70 человек.

Яркое событие в школьном образовании – появление учебных заведений нового типа. Они стали опираться на традиции европейского школьного образования: академизм, селективность, высокое качество обучения, профильность. В это время начали появляться первые в стране гимназии и лицеи. К 2006 году в республике уже действовали 165 гимназий и 35 лицеев. И хотя значительная их часть сконцентрировалась в столице, немало учебных заведений появилось в разных регионах, в том числе и в нашем районе.

В 2005 году на базе былой СШ №9 была открыта гимназия. Нужно сказать, что учреждение нового типа сразу приобрело популярность у калинковичан. Многие родители хотели, чтобы их ребенок стал гимназистом. Поступление в гимназию проходило на конкурсной основе, где на одно место претендовало несколько человек.

В школьном образовании наряду с государственным получил развитие и частный сектор, появилось многообразие типов учебных заведений (средняя школа, гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.). В нашем районе в учебно-педагогические комплексы были реорганизованы Великоавтюковская, Замостьевская, Зеленочская, Якимовичская школы.

Нельзя не отметить, что 2000е годы стали временем, когда в учреждениях образования стала разворачиваться инновационная деятельность. Расширился спектр применяемых образовательных технологий. В нашем районе первыми апробировали на себе инноватику в СШ №8, где реализовывался республиканский проект «Компьютеризация образовательного процесса».

В 2002 году образование ждал переход на новую 10-балльную систему оценки знаний. Отказ от традиционной пятибалльной системы оценки мотивировался тем, что она не позволяла осуществлять дифференцированный подход, давала основания для субъективности, слабо учитывала уровень усвоения учащимися учебного материала.

Кроме того, в эти годы наш район активно стал работать в новом направлении.  В соответствии с тогда только разработанной Концепцией профильного обучения мы вошли в перечень инновационных площадок Министерства образования, как район, широко внедряющий в практику работы профильное обучение. На базе СШ №1 появились первые профильные классы аграрной направленности.

В детских садах и школах района массово стали внедряться такие инновационные технологии как «Развивающее обучение», «Шаг за шагом», «Ориентир» и другие.

После тщательного изучения общественного мнения на государственном уровне было принято решение о нецелесообразности перехода на 12-летнюю модель школьного образования. 17 июля 2008 г. Президент Беларуси подписал декрет № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», который установил 11-летний срок получения общего среднего образования и шестидневную школьную неделю. Сейчас современная структура общего среднего образования включает три ступени: первая — 1-4 классы (начальная школа), вторая — 5-9 классы (базовая школа), третья — 10—11 классы (законченное среднее образование). Базовое образование является обязательным для всех учащихся.

Изданный Декрет предусматривал ряд новшеств. Во всех общеобразовательных школах был введен единый типовой учебный план, который предусматривает изучение предметов на базовом уровне. Для учащихся, проявивших особый интерес к каким-либо дисциплинам, предполагалась возможность их изучения на повышенном уровне в рамках факультативных занятий по выбору самих школьников и их родителей.

 Гимназии и лицеи сохранились в системе образования и сегодня. Согласно Декрету, в школах введен следующий порядок обучения: пять дней в неделю — учебные, а суббота отводится для физкультурно-оздоровительных, воспитательных и спортивно-массовых мероприятий. Изменения коснулись и содержания школьного образования. Вместо учебного курса «Человек. Общество. Государство», ранее изучавшегося в 7—11-х классах, начали изучать «Обществоведение». У учащихся 9-го класса появился новый учебный предмет — «Черчение», который знакомит их с основами графической деятельности, помогает развивать графическую грамоту. Ранее, изучая «Черчение» в смежных курсах математики, физики, они не получали необходимых знаний. Курс «Мировая художественная культура» изъят из школьной программы, изучение тем этого предмета предусматривается на уроках литературы, истории и др.

С 2013 года вступил в силу Кодекс об образовании, который на законодательном уровне закрепил все изменения, произошедшие в сфере образования.

И, нужно сказать, что сегодня, несмотря на десятилетия реформ, отделу образования райисполкома все так же, как и раньше, удается успешно решать поставленные перед ним задачи и занимать при этом лидирующие позиции в рейтинге области. Ведь, соответствуя современным требованиям жизни, основная задача всех педагогов района остается неизменной – не только учить, но и достойно воспитывать подрастающее поколение. 

 Алла ВЕКО.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.