Штурман эскадрильи авиаполка дальнего действия
Многие мальчишки довоенного периода мечтали о небе. Неспроста в 1935 году эту их мечту белорусский народный поэт Янка Купала воплотил в стихотворении «Хлопчык и лётчык». Помните, у классика:
Мой мілы таварыш, мой лётчык,
Вазьмі ты з сабою мяне!
Я — ведай — вялікі ўжо хлопчык
І ўмею ўжо лётаць у сне.
Мне мама сягоння казала,
Што стукнула мне ўжо сем год,
Табе гэта, можа, і мала,
А мне ляцець толькі ў палёт.
Детская мечта Иллариона – сына крестьянина Семена Полещука из деревни Обуховщина, которая с 1926 по 1931 год входила в состав Юревичского района Речицкого округа, воплотилась в реальность. С 1936 года 18-летний юноша в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии.
С 1941 года наш земляк воевал в составе 3-го тяжелого бомбардировочного авиаполка. Летал на самолете конструктора Туполева ТБ-3, более известного, как АНТ-6. Этот советский тяжелый бомбардировщик, стоявший на вооружении Военно-Воздушных Сил РККА в 1930-е годы, был первым в мире четырехмоторным свободнонесущим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху крыла. И хотя ТБ-3 официально был снят со службы в бомбардировочных частях в 1939 году, он продолжал использоваться как тяжелый бомбардировщик и транспортный самолет большую часть Великой Отечественной войны.
23 июня 1941 года ТБ-3 начали ночные бомбардировки территории противника. Надо отметить, что самолеты ТБ-3 фактически не пострадали в первые дни войны, так как базировались достаточно далеко от границ. К августу 1941 года ТБ-3 составляли 25 % всех бомбовых ВВС. За 1941 год по всем причинам, включая небоевые потери и брошенные при отступлении, было потеряно менее 40 самолетов. Вынужденные попытки использовать ТБ-3 днем полностью провалились: несмотря на очень высокую живучесть, низкая скорость делала самолет уязвимым для зениток, а круговое, но откровенно слабое, оборонительное вооружение оставляло его фактически беззащитным перед немецкими истребителями.
Следует отметить, что изначально в экипажи ТБ-3 отбирались наиболее опытные пилоты и члены экипажа. При хорошей погоде за ночь один экипаж мог совершить до трех боевых вылетов. С учетом общего числа задействованных самолетов, это давало весомый вклад в ночные бомбардировки в первой половине войны.
Ночная работа наших прославленных бомбардиров-тихоходов не оставалась незамеченной. 20 июня 1942 года наш земляк – штурман корабля 3-го авиаполка дальнего действия лейтенант Илларион Полещук за образцовое выполнение боевых заданий был награжден первой боевой наградой – орденом Красной Звезды.
К этому времени Илларион Полещук совершил 40 успешно выполненных боевых вылетов ночью. С 20 августа 1942 года, выполняя боевые задания по разгрому немецких оккупантов в районе Сталинграда совершил 17 вылетов ночью в сложных метеоусловиях по бомбардировке живой силы, аэродромов и техники противника.
В ночь с 9 на 10 сентября экипажу Полещука была поставлена задача бомбардировать аэродром Сусайна. Несмотря на плохие метеоусловия по маршруту, низкую облачность и дождь, Штурман Полещук в облаках точно вывел самолет на цель. При подходе к цели враг встретил самолет сильным огнем с прожекторами. Однако, несмотря на это, задача была выполнена на «отлично»: бомбы легли точно в цель, в результате чего наблюдалось 4 очага пожаров и 3 мощных взрыва.
15 сентября экипажу корабля, на котором воевал наш земляк, была поставлена задача юго-западнее Сталинграда в районе Воропоново бомбардировать скопление вражеских войск.. Задание опять было блестяще выполнено, о чем свидетельствовали 1 сильный взрыв и 4 очага пожаров. В эту ночь благодаря бомбардировщикам нашей авиации в этом районе было сорвано наступление противника и обеспечено продвижение красноармейских подразделений.
За эту операцию Полещук получил благодарность.
А 18 сентября он вместе со своим экипажем совершил налет на вражеский аэродром в Заронеске. Несмотря на яростный огонь вражеских зениток, задание опять было блестяще выполнено.
30 сентября 1942 года командования авиаполка представило его к награждению орденом Красного Знамени. Завершая свое представление к награждению, комполка подполковник Осадченко так охарактеризовал лейтенанта Полещука: «Мужественный и бесстрашный командир. В любых условиях в полете ведет себя спокойно и проявляет хорошую инициативу и напористость в достижении поставленной задачи».
В тот раз, правда, высшее командование не поддержало ходатайства комполка. Штурмана Полещука наградили орденом Отечественной войны 2-й степени. Но для нашего земляка это было не столь важно, ведь воевал он с захватчиками Родины, как и миллионы советских людей того времени, не ради наград, а по велению сердца.
С августа 1942 года Илларион Полещук стал летать на самолете ЛИ-2. Производство этого советского военно-транспортного самолета было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84, созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3.
ЛИ-2 использовали по двойному назначению. На них регулярно перевозили людей, грузы к партизанам, в тыл противника, осуществляли парашютное десантирование и так далее. Самолеты эти хорошо знали и любили в войсках, все без исключения модификации называя «Дуглас».
Вместе с тем и эта машина, не развивала той крейсерской скорости и не обладала маневренностью истребителя, что давало бы возможность легко избегать встреч с вражеской истребительной авиацией.
Вообще, бомбардирам на войне было гораздо сложнее и смертельно опаснее нежели истребителям. Во-первых, скорость – не та, маневренность, вооружение. Во-вторых, во время полета на бомбометание, если удавалось преодолеть заградительный огонь вражеских истребителей, при заходе на цель бомбардиров встречал прицельный огонь немецких зениток. И здесь уже приходилось не только уповать на Всевышнего, а необходимо было обладать высочайшим мастерством, чтобы точно выйти на цель из невидимой для зениток зоны и увернуться от вражеского огня. Это могли сделать только командир корабля и его штурман, работая в тесном тандеме. От остальных членов экипажа в этот момент ничего не зависело.
Иллариону Полещуку везло на летчиков, впрочем, как и им на штурмана. В частности, в 1943 году наш земляк, уже являясь штурманом эскадрильи, летал в составе экипажа, который возглавлял командир эскадрильи майор Александр Мосолов.
К этому времени старший лейтенант Полещук совершил 133 успешно выполненных боевых вылета ночью на уничтожение объектов живой силы врага и техники, на разрушение коммуникаций противника в глубоком и ближнем тылах. Из нах: на Сталинградском фронте – 60, на Северо-Западном – 27 боевых вылета. Находясь на Северо-Кавказском и Сталинградском фронтах совершал по два боевых вылета за ночь. Громил вражеские аэродромы в Саках, Керчи, Сарабузе и т.д.
За проявленные мужество и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами уроженец Обуховщины 27 июля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Ленина. А его командир майор Мосолов через два месяца после этого был удостоен звания Героя Советского Союза.
Высоко Родина оценила подвиги и других командиров экипажа, в составе которого воевал наш земляк: Дмитрий Шевченко, Иван Маслов, Александр Халанский, Евгений Мурашов – все они стали кавалерами ордена Ленина.
К апрелю 1944 года гвардии капитан Полещук совершил 209 боевых вылетов. К его предыдущим наградам прибавился орден Красного Знамени.
А 24 июня 1945 года наш 27-летний земляк в составе сборной группы лучших представителей Военно-Воздушных Сил, отличившихся в годы войны в борьбе с нацизмом, стал участником исторического парада Победы, прошедшего на Красной площади в честь победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне.
В 1985 году к боевым наградам Иллариона Полещука в ознаменование 40-летия Победы прибавился орден Отечественной войны 1-й степени.
Иван ГАРИСТ.
Здесь полная версия снимка участников Парада Победы, приведенного выше:
https://twitter.com/podvig_naroda_/status/1010925530139496454
На фото участников Парада Победы в верхнем ряду слева мой отец Гуленко Алексей Григорьевич.
Более подробная информация о нем здесь: https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/487007