Штурман эскадрильи авиаполка дальнего действия

Фото 24.06.1945 г. Групповой портрет летчиков — участников Парада Победы. Слева направо в первом ряду: летчики 1-го гвардейского АПДД: Митников Павел Тихонович, Котелков Александр Николаевич, Боднар Александр Николаевич, Воеводин Иван Ильич. Во втором ряду: офицер 3-го АПДД (фамилия не известна), Полещук Илларион Семенович, Севастьянов Константин Петрович, Губин Петр Федорович.

Фото 24.06.1945 г. Групповой портрет летчиков — участников Парада Победы. Слева направо в первом ряду: летчики 1-го гвардейского АПДД: Митников Павел Тихонович, Котелков Александр Николаевич, Боднар Александр Николаевич, Воеводин Иван Ильич. Во втором ряду: офицер 3-го АПДД (фамилия не известна), Полещук Илларион Семенович, Севастьянов Константин Петрович, Губин Петр Федорович.

Многие мальчишки довоенного периода мечтали о небе. Неспроста в 1935 году эту их мечту белорусский народный поэт Янка Купала воплотил в стихотворении «Хлопчык и лётчык». Помните,  у классика:

Мой мілы таварыш, мой лётчык,

Вазьмі ты з сабою мяне!

Я — ведай — вялікі ўжо хлопчык

І ўмею ўжо лётаць у сне.

Мне мама сягоння казала,

Што стукнула мне ўжо сем год,

Табе гэта, можа, і мала,

А мне ляцець толькі ў палёт.

Детская мечта Иллариона – сына крестьянина  Семена Полещука из деревни Обуховщина, которая с 1926 по 1931 год входила в состав Юревичского района Речицкого округа, воплотилась в реальность.  С 1936 года 18-летний юноша в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии.

С 1941 года наш земляк воевал в составе 3-го тяжелого бомбардировочного авиаполка. Летал на самолете конструктора Туполева ТБ-3, более известного, как  АНТ-6.  Этот советский тяжелый бомбардировщик, стоявший на вооружении Военно-Воздушных Сил РККА в 1930-е годы, был первым в мире четырехмоторным свободнонесущим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху крыла.  И хотя ТБ-3 официально был снят со службы в бомбардировочных частях в 1939 году, он продолжал использоваться как тяжелый бомбардировщик и транспортный самолет большую часть Великой Отечественной войны.

23 июня 1941 года ТБ-3 начали ночные бомбардировки территории противника. Надо отметить, что самолеты ТБ-3 фактически не пострадали в первые дни войны, так как базировались достаточно далеко от границ. К августу 1941 года ТБ-3 составляли 25 % всех бомбовых ВВС. За 1941 год по всем причинам, включая небоевые потери и брошенные при отступлении, было потеряно менее 40 самолетов. Вынужденные попытки использовать ТБ-3 днем полностью провалились: несмотря на очень высокую живучесть, низкая скорость делала самолет уязвимым для зениток, а круговое, но откровенно слабое, оборонительное вооружение оставляло его фактически беззащитным перед немецкими истребителями.

Следует отметить, что изначально в экипажи ТБ-3 отбирались наиболее опытные пилоты и члены экипажа.  При хорошей погоде за ночь один экипаж мог совершить до трех боевых вылетов. С учетом общего числа задействованных самолетов, это давало весомый вклад в ночные бомбардировки в первой половине войны.

Ночная работа наших прославленных бомбардиров-тихоходов не оставалась незамеченной. 20 июня 1942 года наш земляк – штурман корабля 3-го авиаполка дальнего действия лейтенант Илларион Полещук за образцовое выполнение боевых заданий был награжден первой боевой наградой – орденом Красной Звезды.

К этому времени  Илларион Полещук   совершил 40 успешно выполненных боевых вылетов ночью. С 20 августа 1942 года, выполняя боевые задания по разгрому немецких оккупантов в районе Сталинграда совершил 17 вылетов ночью в сложных метеоусловиях по бомбардировке живой силы, аэродромов и техники противника.

В ночь с 9 на 10 сентября экипажу Полещука была поставлена задача бомбардировать аэродром Сусайна. Несмотря на плохие метеоусловия по маршруту, низкую облачность и дождь, Штурман Полещук в облаках точно вывел самолет на цель. При подходе к цели враг встретил  самолет сильным огнем с прожекторами. Однако, несмотря на это, задача была выполнена на «отлично»: бомбы легли точно в цель, в результате чего наблюдалось 4 очага пожаров и 3 мощных взрыва.

15 сентября экипажу корабля, на котором воевал наш земляк, была поставлена задача юго-западнее Сталинграда в районе Воропоново бомбардировать скопление вражеских войск.. Задание опять было блестяще выполнено, о чем свидетельствовали 1 сильный взрыв и 4 очага пожаров. В эту ночь благодаря бомбардировщикам нашей авиации в этом районе было сорвано наступление противника и обеспечено продвижение красноармейских подразделений.

За эту операцию Полещук получил благодарность.

А 18 сентября он вместе со своим  экипажем совершил налет на вражеский аэродром в Заронеске. Несмотря на яростный огонь вражеских зениток, задание опять было блестяще выполнено.

30 сентября 1942 года командования авиаполка представило его к награждению орденом Красного Знамени. Завершая свое представление к награждению,  комполка подполковник Осадченко так охарактеризовал лейтенанта Полещука: «Мужественный и бесстрашный командир. В любых условиях в полете ведет себя спокойно и проявляет хорошую инициативу и напористость в достижении поставленной задачи».

В тот раз, правда,  высшее командование не поддержало ходатайства  комполка. Штурмана Полещука наградили орденом Отечественной войны 2-й степени. Но для нашего земляка это было не столь важно, ведь воевал он с захватчиками Родины, как и миллионы советских людей того времени,  не ради наград, а по велению сердца.

С августа 1942 года Илларион Полещук стал летать на самолете ЛИ-2. Производство этого советского военно-транспортного самолета было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84, созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3.

ЛИ-2 использовали по двойному назначению. На них регулярно перевозили людей, грузы к партизанам, в тыл противника, осуществляли парашютное десантирование и так далее. Самолеты эти хорошо знали и любили в войсках, все без исключения модификации называя «Дуглас».

Вместе с тем и эта машина, не развивала той крейсерской скорости и не обладала маневренностью истребителя, что давало бы возможность легко избегать встреч с вражеской истребительной авиацией.

Вообще, бомбардирам на войне было гораздо сложнее и смертельно опаснее нежели истребителям. Во-первых, скорость – не та, маневренность, вооружение. Во-вторых,  во время полета на  бомбометание, если удавалось преодолеть заградительный огонь вражеских истребителей, при заходе на цель бомбардиров встречал прицельный огонь немецких зениток. И здесь уже приходилось не только уповать на Всевышнего, а необходимо было обладать высочайшим мастерством, чтобы точно выйти на цель из невидимой для зениток зоны и увернуться от вражеского огня. Это могли сделать только командир корабля и его штурман, работая в тесном тандеме. От остальных членов экипажа в этот момент ничего не зависело.

Иллариону Полещуку везло на летчиков, впрочем, как и им на штурмана. В частности, в 1943 году наш земляк, уже являясь штурманом эскадрильи, летал в составе экипажа, который возглавлял командир эскадрильи майор Александр Мосолов.

К этому времени старший лейтенант Полещук совершил 133 успешно выполненных боевых вылета ночью на уничтожение объектов живой силы врага и техники, на разрушение коммуникаций противника в глубоком и ближнем тылах. Из нах: на Сталинградском фронте  – 60, на Северо-Западном – 27 боевых вылета. Находясь на Северо-Кавказском и Сталинградском фронтах совершал по два боевых вылета за ночь. Громил вражеские аэродромы в Саках, Керчи, Сарабузе и т.д.

За проявленные мужество и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами уроженец Обуховщины 27 июля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Ленина. А его командир майор Мосолов через два месяца после этого был удостоен звания Героя Советского Союза.

Высоко Родина оценила подвиги и других командиров экипажа, в составе которого воевал наш земляк: Дмитрий Шевченко, Иван Маслов, Александр Халанский, Евгений Мурашов – все они стали кавалерами ордена Ленина.

К апрелю 1944 года гвардии капитан Полещук совершил 209 боевых вылетов. К его предыдущим наградам прибавился орден Красного Знамени.

А 24 июня 1945 года наш 27-летний земляк в составе сборной группы лучших представителей Военно-Воздушных Сил, отличившихся в годы войны в борьбе с нацизмом, стал участником исторического парада Победы,  прошедшего на Красной площади в честь победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне.

В 1985 году  к боевым наградам Иллариона Полещука  в ознаменование 40-летия Победы прибавился орден Отечественной войны 1-й степени.

Иван ГАРИСТ.

2 комментариев для “Штурман эскадрильи авиаполка дальнего действия

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.