Защитник Советского Заполярья Григорий Ермаченко

Герой арктических конвоев

Герой арктических конвоев

Уроженец разъезда Клинск
В избушке служащего железной дороги Григория Ермаченко на разъезде Клинск 3 марта 1910 года раздался детский крик, возвестивший миру о появлении в семье железнодорожника сына Аркадия.
Мальчишки того времени, чьи родители работали на железке, как правило, тоже становились железнодорожниками.
Нам, к сожалению, не удалось полностью проследить жизненный путь Аркадия Ермаченко, так как работа (а железнодорожники в те времена были практически на военном положении) постоянно перебрасывала его родителей с одного географического места в другое. Из сохранившихся документов в военных архивах известно одно: Аркадий рос пытливым и активным парнишкой. Он также, как и его отец, стал железнодорожным служащим. Вступил в комсомол и принял самое активное участие в комсомольском движении. В декабре 1938 года он стал членом ВКП (б) и успешно продолжил свою деятельность по партийной линии.
Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Ермаченко с 22 июня 1941 года по мобилизации был призван в ряды Красной Армии. Сначала служил в сухопутных войсках комиссаром отдельного механизированного батальона 8-й железнодорожной бригады, действовавшего на Выборгском направлении Карело-Финской ССР.
С первых дней войны военные железнодорожники выполняли боевые задачи по заграждению и техническому прикрытию железных дорог, уничтожению немецкого авиадесанта.
В августе 1941 года Аркадия Ермаченко переводят на службу в Военно-морской флот, где его назначают комиссаром тральщика ТЩ-40, несшего службу по охране водного района (ОВР) Северного флота.
Служба в Советском Заполярье была нелегким делом, о чем лучше всего повествуют архивные документы.
«С августа по 30 сентября 1941 г. ТЩ-40, где комиссаром служил тов. Ермаченко, несколько раз был атакован немецкой авиацией, общей численностью до 30 бомбардировщиков, но все атаки были успешно отбиты.
21 сентября ТЩ-40 был атакован 5-ю «Ю-88». В бою корабль получил повреждения, но благодаря энергичным действиям личного состава, под умелым руководством командования, корабль был спасен и приведен на базу.
В апреле 1942 года кораблем образцово было выполнено задание командования по высадке десанта морской пехоты в Западной Лице. Высадка производилась с корабля под личным руководством тов. Ермаченко».
Кроме этого, ТЩ-40 десятки раз проводил траление морских форватеров, протралив свыше 2 тысяч миль, обеспечив безопасность плавания боевым кораблям.
27 мая 1942 года командир дивизиона тральщиков ОВРа Северного флота капитан 3 ранга Панфилов вместе с военным комиссаром старшим политруком Кондратьевым представили комиссара ТЩ-40 политрука Ермаченко по совокупности совершенных подвигов к награждению орденом Красного Знамени.
Вот что было написано в представлении: «Тов. Ермаченко является большевистским комиссаром, действительным руководителем командиров и краснофлотцев вверенного ему корабля, которых смело ведет в бой в сложной боевой обстановке. 28 апреля успешно была организована и проведена приемка войск и высадка десанта. При обеспечении продвижения десанта в районе Западная Лица при налете германской авиации 10 мая своим примером мобилизовал личный состав на отражение налета авиации, в результате чего кормовым орудием, где он лично присутствовал и как комиссар возглавил бой, с третьего залпа был сбит германский истребитель МЕ-110.
За все время Отечественной войны тов. Ермаченко своим авторитетом и личной проницательностью воздействовал на личный состав, поднимая боевой дух в сложной боевой обстановке, постоянно воспитывая кипучую ненависть к немецким оккупантам».
Вышестоящее руководство утвердило в качестве награды комиссару ТЩ-40 орден Красной Звезды.
Комиссаром Аркадию Ермаченко довелось послужить в 1942 году и на сторожевике «Смерч». За время его службы на тральщике и сторожевике этими кораблями было уничтожено 6 вражеских мин, два немецких самолета, много раз пришлось участвовать в конвоировании транспортов, переброске батарей и выполнении других заданий.

Ответственное задание в США

В октябре 1942 года Ермаченко был командирован в США за получение и для привода в СССР боевых кораблей. Американцы тогда по ленд-лизу(от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) начали поставки советским союзникам первых боевых кораблей.
Аркадий Ермаченко отправился с группой боевых товарищей за первыми большими охотниками на подводные лодки.
Ровно год длилась зарубежная командировка. Выполняя в ней роль заместителя командира дивизиона больших охотников по политической части, Ермаченко оказал командованию большую помощь в изучении личным составом дивизиона теоретического курса и практического освоения новой американской техники. Он также обеспечил высокую бдительность при приемке американских катеров и оружия, в результате чего вся материальная часть на переходе работала безотказно.
Учитывая, что во время перехода из США в СССР большие охотники из-за недостатка людей были укомплектованы всего лишь на 70 %, Ермаченко сам лично нес ходовые вахты вахтенного командира бессменно по 10-12 часов, показывая пример выносливости всему личному составу.
По приказу командира отряда кораблей большой охотник 205 должен был быть оставлен в Исландии из-за неисправности, но замполит Ермаченко энергичными мерами добился проведения ремонта своими силами в короткий срок и катер прибыл на Северный флот вместе со всем отрядом, сэкономив при этом значительную сумму валюты.
Совершив на катерах беспримерный переход через Атлантический океан, Норвежское и Баренцево моря, преодолев свыше 6 тысяч миль в условиях осенней штормовой погоды, 30 октября 1943 года дивизион больших охотников прибыл в нашу базу Полярное боеспособным и в полном составе.
За эту операцию наш земляк был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Арктический конвой

Дальнейшая служба капитан-лейтенанта Ермаченко продолжилась в качестве заместителя командира 1-го дивизиона больших охотников охраны водного района Северного Флота.
Задача, стоящая перед катерами дивизиона, заключалась, в основном, в конвоировании транспортов в ходе арк-тических конвоев по доставке союзничес-ких грузов и вооружения, поставляемых в СССР из США по ленд-лизу. Было, конечно, и множество других задач, которые перед моряками ставило командование.
Всем, наверное, хорошо известна трагическая судьба конвоя PQ-17, когда из 36 судов было потеряно 23, вернулись в Исландию 2, дошли до Мурманска и Архангельска 11. Доставлено было только 896 автомобилей из 3350, 164 танка из 430, 87 самолетов из 210, меньше 60 тыс. тонн других грузов из 160 тыс. тонн. При этом из 202 фашистских самолетов, участвовавших в атаках на конвой, было сбито всего пять.
В этой трагедии было повинно британское Адмиралтейство, которое оставило конвой без кораблей прикрытия.
Чтобы предотвратить подобное, капитан-лейтенант Ермаченко по приказу советского командования вместе с боевыми друзьями снова и снова шли в бой. Так, 24 июля 1944 года, обеспечивая выполнение боевого задания на катере БО-209 по конвоированию танкера «Юкагир» с Мурманска до Паноя, команда катера обнаружила немецкую подводную лодку. Во время атаки на боевом посту находился капитан-лейтенант Ермаченко. Он личным примером воодушевил команду катера на отражение вражеской атаки. В итоге танкер был сохранен и благополучно доставлен в порт назначения.
С 29 июля по 10 августа 1944 года Ермаченко на катере БО-203 принимает участие в выполнении боевого задания по конвоированию танкера «Юкагир» от Поноя до Юшара. На всем пути следования транспорта активно действовали подводные лодки противника. Но бдительность личного состава большого охотника, которую организовал капитан-лейтенант Ермаченко, сорвала все замыслы врага. Подвод-ные лодки вовремя обнаруживались и подвергались атакам. Танкер опять пришел в порт назначения целым и невредимым.
25 августа БО-203 опять участвует в сопровождении транспорта с о.Диксон до Архангельска. И вновь моряки под командованием Ермаченко не утратили бдительности. Обнаружив немецкую подводную лодку, они немедленно атаковали ее. Противник ушел восвояси несолоно хлебавши. А транспорт прибыл в порт назначения.
В течение трех месяцев капитан-лейтенант Ермаченко вместе с экипажами больших охотников за подвод-ными лодками неприятеля бороздил суровые воды Арктики. Находил более 12 тысяч миль, ежечасно встречаясь лицом к лицу с врагом и смертельной опасностью. За это время катера дивизиона все задания выполнили с честью, потопив при этом одну немецкую подлодку, а еще одну повредили.
За отличное исполнение своих обязанностей и проявленные при этом мужество и героизм капитан-лейтенант Ермаченко был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
***
Как сложилась послевоенная судьба уроженца разъезда Клинск, нам не известно. Но мы знаем теперь главное: в годы войны наш земляк не посрамил свою малую родину. Честь ему и Слава за это!
Иван ГАРИСТ.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.