Во избежание повторения

уздники

В лагере ежедневно умирало от 70 до 100 человек

Непростые испытания выпали на долю моего поколения, которое с чьей-то легкой руки называют «детьми войны». Война вошла в каждую белорусскую семью, не обошла стороной и нашу. Не вернулся с фронта мой отец Тит Семенович — погиб в кровопролитном бою при форсировании Днепра у Деревни Ходорово Киевской области. Мама, Маланья Филипповна, я, два моих старших брата и сестра прошли через концлагерь «Озаричи». Тогда мне было 4 года.

Помню те страшные события, будто бы все было вчера. Наша семья жила тогда в д. Малые Литвиновичи, что рядом с поселком Озаричи. 10 марта 1944 года немцы пришли в нашу хату, выгнали на улицу и погнали нас под дулами автоматов нас в болото, на место концлагеря.

Отчетливо помню момент, когда подошли к лагерю. Это было страшно. Возле ворот огромное скопление народа, людей прикладами загоняют на огороженную территорию, натравливают на них собак. 

На всю жизнь осталась картинка: забор из колючей проволоки в 5 или 6 рядов, оборудованные пулеметами дозорные вышки и часовые на них. У входа на территорию горит костер. Немец-солдат с бляхой на груди тщательно обыскивает всех и изымает документы, которые тут же бросает в огонь. У мамы в кармане был какой-то документ с фотографией отца. Когда немец изъял его, она стала умолять:

— Пан, не надо, отдайте, там мой муж!

Но фриц грубо оттолкнул маму и зло швырнул документ в костер.

Помню, как со всех сторон слышался треск ломающихся веток, люди стлали на морозную землю эти ветки и тут же падали на них.

Все старались найти место повыше и посуше, но это было сложно. Наша семья разместилась под сосной, которая росла на возвышенности, под ноги набросали хвойных лапок и сели. По дороге в концлагерь у меня порвались лапти, и поэтому почти всю дорогу шел в одних только портянках. А мороз большой, земля холодная, и я обморозил ноги. Мама давай их растирать, меня к себе крепко прижимать.

На территории концлагеря не было никаких построек, даже шалашей или землянок, узники находились под открытым небом. Когда резко холодало и дул сильный ветер, люди снимали одежду с трупов, спасали себя и своих детей, укутывая руки и ноги тряпьем.

Узников морили голодом, не давали воды, запрещали разводить костры, никакой медпомощи не оказывали.

Хлеб за время нашего там пребывания привезли только один раз. Горький, сделанный, как потом нам рассказали из березовых опилок и овсяной муки. К ограждению подъехал грузовой автомобиль, и немцы из кузова бросали этот хлеб нам: кто мог — схватил. Кому-то эти твердые буханки попадали в голову, от чего ослабленные люди теряли сознание. Некоторые, кто ел этот хлеб, умирали — желудок не мог переварить такой грубой пищи. Бывали случаи, когда люди жевали горькие сосновые иголки и заедали их снегом.

Воду узники пили из проталин, здесь же кругом лежали трупы.            

При таких нечеловеческих условиях в лагере ежедневно умирало от 70 до 100 человек.

Слава Богу, из нашей семьи все выжили.

Встречи в Германии

После войны я получил профессию водителя, отработал в калинковичских транспортных организациях ДРСУ-152 и АТУП -5, в 2000 году ушел на заслуженный отдых.

В 2016 году в моей жизни произошло незабываемое событие. Дело в том, что в Германии с 1973 года ведет свою деятельность организация «Общество Максимилиан-Кольбе-Верк» (г. Фрайбург). Со дня своего основания она занимается организацией краткосрочных поездок в Германию бывших узников концентрационных лагерей и гетто, находившихся в Восточной Европе. Благодаря сотрудничеству Общества и Белорусского республиканского Совета бывших малолетних узников фашизма в июне-июле 2016 года в составе делегации из Беларуси я впервые побывал в Германии. Ярким и незабываемым впечатлением остались встречи с жителями земли Нижняя Саксония, учащимися гимназии, беседы за круглым столом, прием в мэрии г. Дудерштадт, посещение могил советских граждан, насильственно угнанных на работы в Германию во время Второй мировой войны, общение с журналистами местных СМИ.

И вот в августе нынешнего года в составе делегации узников из Беларуси я снова посетил Германию.

Представители Общества Наталия Герхард и Херберт Майнл встречали нас в международном аэропорту Франкфурта – на – Майне как старых добрых друзей. 300 километров от аэропорта на автобусе по автобану до г. Дудерштадт были наполнены воспоминаниями о прошлой встрече.

По прибытии нашу делегацию разместили в комфортабельных апартаментах, ознакомили с программой пребывания, зачитали Приветственный адрес от руководителя «Общества Максимилиан – Кольбе – Верк» г-на Вольфганга Герстнера, где сказано: «Мы уверены, что сближение между жертвами нацистской диктатуры и нами, немцами, может быть достигнуто лишь при личных встречах. Мы очень рады видеть вас у себя. Волонтеры нашей организации подготовили разнообразную программу и будут сопровождать вас во время пребывания в Германии. Надеемся, что вы сможете здесь хорошо отдохнуть.

От всего сердца желаю  приятного и наполненного впечатлениями пребывания в Германии!».

В течении следующих дней делегацию бывших узников приняли у себя главный бургомистр г. Дудерштадт г-н Нольте и главный бургомистр г. Геттинген г-н Холефлешман.

Запомнилась встреча с учащимися общеобразовательной школы в города Маринген. Каждый из нас рассказал немецким школьникам о своем нелегком военном детстве, о пребывании в концлагере «Озаричи». Ученики с большим вниманием и интересом нас слушали.

Подобная встреча с учащимися прошла и в одной из школ Геттингена.

Также организаторы провели для своих гостей литературные часы, посвященные памяти поэтессы и художницы Алены Акатовой, творчеству белорусской поэтессы Инны Бронштейн. К слову, на последнем сопровождающие делегацию Наталия Герхардт и Херберт Майнл провели программу в национальных белорусских костюмах.

Много приятных впечатлений оставила поездка к берегам живописного озера Зеебургер.

В памяти осталась и поездка к месту, где когда-то проходила граница между ФРГ и ГДР. Сейчас там музейный комплекс с вырытым рвом, колючей проволокой, охранными вышками.

Основной лейтмотив проведенных мероприятий — это память о прошлом во избежание повторения подобного в будущем. Вот почему во время поездки в Геттинген была организована наша поездка совместно с немецкими школьниками к стеле, на граните которой перечислены злодеяния фашистов в концлагере «Озаричи».

Вообще немецкий народ очень тяжело переживает страницы истории, связанные со Второй мировой войной. Даже нынешнее, ни в чем не повинное, поколение испытывает вину за злодеяния тех лет. Это было заметно в ходе общения между принимающей стороной и нашей делегацией. И долго еще эту тень вины будут испытывать потомки. Да, ужасы войны ни за что, никогда и нигде не должны повториться. 

Быстро и совсем незаметно пролетели 10 дней в Германии. Мы поблагодарили принимавшую сторону за организацию такой увлекательной поездки, за радушный прием и выразили искреннюю радость, что у нас установились замечательные дружеские отношения.          

Владимир БОБРИК, житель г. Калинковичи.

На снимке: делегация бывших малолетних узников во время пребывания в Германии (справа в верхнем ряду Владимир Бобрик).

Фото из личного архива.          

                     

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.