Калинковичанка Анисия Гавля отметила вековой юбилей

IMG_4068

На днях в Калинковичах чествовали Анисию Спиридоновну Гавлю. 27 октября женщина отметила большой юбилей – ей исполнилось 100 лет. Вслед за Марией Пригода (107 лет), Ольгой Рубан и Александрой Лапушка (по 101 году) она стала четвертой в немногочисленной когорте жителей района (и все – женщины), перешагнувших вековой рубеж.

Поздравить женщину со столь знаменательной датой приехали заместитель председателя райисполкома Валентин Васюта, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Инна Сафронова, председатель районной ветеранской организации Николай Буценко и председатель комиссии по работе с ветеранами профкома ЦРБ Лилия Никитина. Подарки, теплые слова, наилучшие пожелания и, конечно же, букеты цветов, которые женщине приятно получать в любом возрасте, а также свидетельство райсовета ветеранов о том, что Анисия Гавля является одной из старейших жительниц города.

IMG_4726

Анисия Спиридоновна не коренная калинковичанка. На свет она появилась в селе Кондинское Курганской области, была шестым из девяти детей Спиридона Ульяновича и Марии Прокопьевны Бабкиных. Отец работал сапожником, мать была домохозяйкой.

В детстве Анисия была тихим и спокойным ребенком. В школу пошла только в десять лет. Чтобы дойти до школы, расположенной в соседней деревне Могилева, в снежные морозные зимы дети делились одной парой валенок. Но однажды Анисия все-таки подморозила ноги.

Окончив семь классов, она год жила в родной деревне, помогала матери по хозяйству. А потом решила получить настоящую профессию, поступила в двухгодичную школу медсестер. Распределение получила в свой район, работала медсестрой терапевтического отделения Мехонской райбольницы. Когда в больнице открылся рентгенкабинет, вдруг выяснилось, что работать в нем некому – нет техника-рентгенолога. Главврач предложил Анисии ехать на курсы в Челябинск, на областную рентгеностанцию, осваивать работу на аппарате. Она согласилась.

Было это в начале лета 1941 года, курсы начинались в августе. Но когда Анисия приехала на них, то оказалась единственной курсисткой. Делать нечего, осталась. Два месяца она осваивала работу техника-рентгенолога, а в октябре ей сказали: «В Курганский госпиталь срочно нужен опытный техник-рентгенолог. Отправляйся». И она поехала в Курган.

—Эвакогоспиталь 1728 находился в Кособродске, – вспоминает Анисия Спиридоновна. – Когда я приехала, главврач возмутился, мол, просил же опытного специалиста, а прислали недоученного техника.

Однако выбирать не приходилось, и он принял ее на работу. Поначалу Анисия жила в том же кабинетике, где работала. Спустя какое-то время санитарка, работавшая в том же госпитале, предложила ей койку в своей квартирке, и она согласилась.

Чтобы доказать, что чего-то стоит, Анисия очень быстро освоила на практике то, что не доучила на курсах. Многие ее сокурсницы по школе медсестер к тому времени были призваны в армию. Анисия тоже несколько раз просилась на фронт, но кто мог отпустить единственного рентгенолога на весь госпиталь? Между тем после войны она узнала, что из всех девчонок их набора лишь считаные вернулись домой.

Но не только рентгенотехником она работала. Ежедневно на станцию прибывали эшелоны с ранеными, и Анисия постоянно участвовала в выгрузке их из вагонов. Госпиталь был переполнен ранеными, а они все прибывали и прибывали с фронта.

Оказался среди них и парень из белорусского городка Калинковичи Леонид Гавля. На срочную службу его призвали еще в 1940 году. Служил в 912-м стрелковом полку 243-й стрелковой дивизии, стал сержантом, командиром отделения. В этой должности и встретил начало войны.

IMG_4071

Уже в конце июля – начале августа 1941 года он принял свой первый бой в Тверской области, в районе реки Западная Двина. С тяжелыми боями до середины ноября полк отступал, пока не оказался под самой Тверью, потерял почти 90% личного состава.

Леониду повезло, он получил лишь несколько легких ранений, но остался жив. После переформирования и доукомплектования в январе 1942 года полк снова на фронте. В апреле-мае того же года он участвовал в жестоких боях севернее Ржева, а к сентябрю его перебросили под Барвенково. 2 сентября полк занял позицию на восточной окраине поселка Перамога недалеко от станции Лозовой. С этой позиции в 6 утра следующего дня он и поднялся в атаку на врага, который обрушил на наступающие части артиллерийско-минометный огонь, бросил в бой против них танки и авиацию.

В этом бою Леонид Гавля получил тяжелое ранение в левую руку и сильнейшую контузию. В бессознательном состоянии его вынесли с поля боя и направили в глубокий тыл. Так он оказался в эвакогоспитале в Кособродске.

Последствием ранения стала атрофия левой руки, контузии – эпилептические припадки. Но именно здесь он встретил Анисию, которая заботливо ухаживала за ним, а вскоре стала женой. Когда курс лечения в госпитале для Леонида закончился, Анисию командировали сопровождать его до дома. Так в августе 1944 года она уволилась и уехала с мужем в далекую Беларусь.

В то время ей было 25, а ее мужу – 23. Свекровь поначалу не приняла Анисию как невестку, держалась отстраненно, игнорировала. Жить они стали под одной крышей в доме барачного типа на две половины по переулку Коммунаров. Вскоре у молодой пары на свет появилась дочь Галина. Мужа, инвалида войны, на работу никуда не брали. Атрофия руки, а тут еще эпилептические припадки как следствие контузии… И Анисии Спиридоновне пришлось, считай, одной содержать семью. Ее приняли на работу медсестрой в городскую амбулаторию, а когда открылась амбулатория на станции Калинковичи, она перешла работать туда.

Послевоенная жизнь была полна тяжелых испытаний. Разруху, голод и неустроенность не могло скрасить даже радостное известие о Победе в войне. К прежним тяготам прибавились новые: в 1946 году у Гавлей родился сын, которого, как и отца, назвали Леонидом. Вскоре выяснилось, что у мальчика миопатия, и он никогда не сможет ходить. Так на руках у 27-летней женщины оказалось уже два инвалида. Анисия Спиридоновна не пала духом, а стоически продолжала нести свой крест. Дважды, в 1951-м и 1956-м годах, она бросала работу и, забрав семью, уезжала к себе на родину. Но видно права народная мудрость о том, что хорошо лишь там, где нас нет, а куда поедем – и там себе навередим. Нельзя убежать от себя, твои проблемы всегда будут с тобой. Анисия это поняла. А тут еще и муж никак не мог прижиться в чужих местах, все время его тянуло домой. В первый раз они прожили в Курганской области три месяца, второй – четыре года. И все равно вернулись в Калинковичи.

В железнодорожной больнице вакансий не было, и Анисия отправилась к главврачу районной больницы Лившицу. Берка Менделевич обещал подумать. Но когда узнал, что Анисия Спиридоновна – член партии, тут же вызвал и предложил должность медсестры.

—Вот тогда я узнала, что такое блат! – смеется женщина. – Это был единственный раз в моей жизни, когда я что-то получила благодаря партийному билету.

Свое семейное гнездышко они свили на улице Подольской, где построили дом, и Анисии все время хотелось быть поближе к дому. Как-никак, у нее на руках были два инвалида, за ними надо было смотреть. И когда через год освободилась вакансия рентгенотехника в узловой больнице станции Калинковичи, она перешла туда. Еще через год Анисию Спиридоновну перевели на должность старшей медсестры детского отделения узловой больницы. Здесь она и проработала до выхода на пенсию в 1974 году.

Но на покой не ушла, продолжала работать еще более 14 лет – участковой медсестрой детской консультации, медсестрой отоларинголога и невропатолога, медсестрой стерилизационной. Общий трудовой стаж бывшей медсестры – чуть менее 43 лет.

Сегодня Анисия Спиридоновна живет с дочерью Галиной, тоже пенсионеркой. Как и мать, она работала медсестрой. Для своего возраста Анисия Гавля прекрасно выглядит. Достаточно сказать, что многие считают, что ей не более 85. Правда, года три как стал ухудшаться слух, не так часто Анисию Спиридоновну встречают на улице соседи. А ведь совсем недавно, чтобы размять ноги, она и в магазин за покупками сама ходила, и мусор выносила. А предыдущий юбилей в «Рандеву» отмечала, пригласила друзей и бывших коллег, туфли на каблуке надела и танцевала.

На вопрос о секрете долголетия Анисия Спиридоновна лишь пожимает плечами.

—Две сестры моих старших тоже долго жили, за девяносто! – говорит. – Если бы ушли не по болезни, то кто знает, и они бы, может, до ста лет дожили. А секрет… Какой тут секрет? Столько всяких испытаний и переживаний на мою долю выпало, что на троих хватило бы. Принимала их как данность, ни на кого никогда не нарекала, никому никогда не завидовала, а просто шла по жизни вперед. И продолжаю идти!

 

Александр Веко.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.