Велоинфраструктура: куда мы движемся?

вв620

Велодвижение сегодня в тренде. Это один из тех немногих удачных случаев, когда  мода объединила интересы здоровья, экологии и экономии. Сегодня инфраструктура для велодвижения наиболее развита в столице и областных городах, но данная тенденция бодро расширяет свою географию вплоть до районных центров. И наш город не исключение.

И такой вывод я делаю, анализируя свое окружение. Уже не осталось родных и знакомых, в семье которых нет хотя бы одного велосипеда. К примеру, знакомые пару лет назад приобрели автомобиль, оставив статус пешеходов, переквалифицировались в автомобилистов.  Спустя недолгое время в их семье появилось сразу два двухколесных коня и авто осталось почивать в гараже для дальних поездок. В теплые дни они накручивают десятки километров по окрестностям Калинковичей и Мозыря.  Коллега мой, не взирая на погоду, приезжает в редакцию на велосипеде, а в выходные вместе с сыном пронзают спицами своих байков весь город напролет. Подростки–школьники, пока не наступили холода, из микрорайона Ситня также гоняют в школу на великах. А судя по количеству припаркованых велосипедов возле КХП, мясокомбината и других предприятий, многие уже смогли оценить всю прелесть велопередвижения. Да и сама я вместе с супругом в выходные предпочитаем пересесть с машины на двухколесного коня, тем более и для сына есть специальное велокресло.

На велосипедах ездят все: и бодрые пенсионеры, которых порой непросто обогнать, и молодые мамы с восторженными малышами, и целые семейные экипажи.

Большую роль в увеличении велодвижения занимает организация проката велосипедов. Так, на базе СДЮШОР-2 всего за 3 рубля можно стать обладателям байка на час, нужен только паспорт.  И работает прокат без обеда и выходных.

А в прошлом году в велосипедной теме и вовсе произошло событие республиканского уровня – в нашей стране принята Национальная концепция о развитии велодвижения. 

Концепция содержит два набора основных показателей достижения результатов до 2030 года – показатели безопасности и доли использования велосипедов. По документу доля пользования велосипедами должна возрасти. Это на пользу и государству, и человеку. Есть на то и желаемые цифры: в городах с населением 50 тысяч человек и более «велодоля» должна приблизиться к 8 — 10 процентам от их численности, в городах менее 50 тысяч жителей и поселках городского типа подняться до 15 — 20 процентов, в агрогородках и на селе преодолеть 40 процентов. Однако под эти планы нужно приспосабливать инфраструктуру, а, значит, нужны финансовые вливание, которых зачастую не хватает.

Вот и получается, что с каждым годом количество велосипедистов даже по концепции должно прирастать. Но готов ли наш город к такому прибавлению? Есть вопросы.

Велопарковки

вв600

В целом они есть. Замечаю, как в Калинковичах «обрастают» велопарковками не только супермаркеты, развлекательные заведения, но и социальные объекты. Стоянки для двухколесных есть у школ, предприятий, государственных служб. Причем все это не ради современного формата уличного дизайна. А потому как иначе нельзя. Спрос того требует. К сожалению, не все они заводские, а значит, не соответствуют ГОСТам. В ячейках некоторых парковок погнуть спицы или поцарапать колесо не составляет труда.

вв602

Еще один минус – нет крытых стоянок. А очень бы хотелось.  К примеру, на железнодорожном вокзале. Не раз обращала внимание, как люди приезжают на вокзал на велосипеде, а потом пересаживаются на поезд и отправляются на работу, оставляя двухколесного пристегнутым к велопарковке. Погода – дама капризная.  Думаю, людям было приятно, если бы их велосипед не мок под дождем.  Пока же в нашем городе крытый гараж для велосипедов есть только у молочного комбината и только для своих сотрудников.

вв612

Более удручающим является вопрос постоянных стоянок — у дома. Их просто нет. Каждодневный ритуал подъема и спуска байка в лифте или по лестнице требует времени, сил (некоторые рамы весят далеко за 10 килограммов) и нервов, если соседи жалуются. Попросту оставить велосипед на ночь пристегнутым у подъезда? Наутро можно обнаружить лишь «ошметки» замка.

вв615

вв619

Тротуарное добрососедство

В Калинковичах на сегодняшний день созданы 3 велодорожки. Они простираются от нашего города в сторону Мозыря, Новой Антоновки и Дудич. Кстати, последнюю велосипедисты не жалуют. Даже в шутку говорят, что ездить по ней можно только, если есть лишние зубы.  Но пока, это официально обозначенные дорожки, по которым велосипедист может передвигаться свободно, не напрягая ни пешеходов, ни автомобилистов.

вв609

Благо, чтобы пользоваться велосипедом, необязательно ожидать, когда велосипедные дорожки будут созданы официально. На многих улицах Калинковичей тротуары имеют значительную ширину при отсутствии запрещающих знаков, есть возможность мирно сосуществовать и одновременно двигаться как пешеходам, так и велосипедистам. Важно только проявлять взаимоуважение, быть внимательными во избежание аварийных случаев.

На Западе, кстати, на который мы все так любим ссылаться, декларируются именно правила использования common space (общего пространства): ты чуть правее, я немного левее и спокойно разойдемся/разъедемся.

Но многие улицы – это не все. И уживаться пешеходам и велосипедистам не всегда удается на узком тротуаре, к примеру, по улицам Дзержинского и Мира. Велосипедисты на свой страх и риск ездят по проезжей части, хотя фактически и там они объявлены персонами нон грата. Пункт 148 ПДД («Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края») в редких случаях трактуется в пользу велосипедиста в городе.

А иногда даже кусты, нависающие над тротуаром, делают поездку невозможной, к примеру, по улице Энгельса.

вв625

Есть и еще одна весомая ложка дегтя. Называется она бордюры. Как утверждают велосипедисты, эта проблема особенно актуальна для улицы Советской, где поребрики не только высокие, но и спуск с них сделан далеко не плавно. А еще владельцы двухколесных хотели бы, чтобы спуски были хоть как-нибудь обозначены, хотя бы желтой линией.

вв631

Меньше всех нареканий у велосипедистов вызывают улицы Октябрьская и Аллея Маркса.

Что в итоге мы имеем. Как говорится, начало положено. Но для нарастающей армии двухколесных этого критически мало. Мода на двухколесный транспорт все настойчивее требует перемен в привычном облике города. Велопарковки, специальные дорожки, пониженные бордюры, места для хранения мини-транспорта — все это превращается в насущную необходимость. Готовы ли мы соответствовать новым трендам?

Светлана ПЕТРЕНКО.

5 комментариев для “Велоинфраструктура: куда мы движемся?

  • 04.10.2019 в 12:54
    Permalink

    29-е колёса и мощная большая передняя гидровилка. Не влажу почти ни в одну самопальную велопарковку. Изцарапал уже всю вилку и колёса. Самая толковая парковка у глобала. В остальных местах паркуюсь к дереву или забору.

    • 04.10.2019 в 18:23
      Permalink

      Оооо,это отдельная тема,у нас же ГОСТы на что угодно есть,но стандарта на такую примитивную вещь как велопарковка нет,кто как желает,так и лепит,высота разная,ширина тоже,такое ощущение что их изготавливают люди,которые велосипед только видели,но не пользовались ими.В этом вся беда,плевать всем на велосипедистов,вне зависимости от того на каком велосипеде и с какой вилкой они ездят 😀

      • 07.10.2019 в 22:44
        Permalink

        Димон, горник белорусского производства. Не дешёвый. Жалко мне его втыкать вилкой в белорусские парковки. То же самое, что разметка на парковках для авто была бы метр в ширину для каждого паркующегося.
        Кстати, особенно доставляет велоприкол у стройматериалов в подвале на севере.

  • 03.10.2019 в 20:46
    Permalink

    Да никуда мы не движемся.Велодорожки только при выездах из города в сторону д.Дудичи,Зверохозяйства и Мозыря…Класс,это же самые оживлённые участки среди велосипедистов.В городе нет ни одного участка и в ближайшие десятилетия не появятся.И знаете почему?Потому что нет средств.Да,как бы банально это не звучало,но средств нет и не будет.Потому что наши чиновники прекрасно обходятся автомобилями.И такие проблемы как отсутствие велодорожек в городе им «по барабану».Только тогда,когда среднестатистический чиновник по законодательству не будет получать автомобиль,чтобы перевозить свою 5-ую точку ,а будет добираться на общественном транспорте,на велосипеде,мотоцикле…тогда что-то начнёт меняться у нас в лучшую сторону сфере транспорта,дорог и т.д.Потому что такие проблемные вопросы смогут попасть под финансирование.А пока …ходите господа пешеходы по обочнам в грязи,ездите велосипедисты с риском для своей жизни по краю проезжей части…пока господа народные избранники будут с комфортом ездить на машинах и красиво решать куда потратить ваши госсредства в своих интересах.

    14

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.