Дачные проблемы
В начале 90-х прошлого века в Беларуси начался настоящий бум по созданию садовых товариществ. Оно и понятно, в стране тогда ввели карточную систему. Продукты распределяли дозировано на каждого человека. Предоставление земельного участка под дачу предполагало снятие с государства части нагрузки по решению продовольственной безопасности.
Нашему редакционному коллективу в то время под дачи предложили кусок земли на задворках Рудни Антоновской. Никогда не забуду, с каким энтузиазмом мы тогда вместе с Виктором Саковичем, Виктором Галайдой, Иваном Юнчицом, Ниной Дорошко и другими взялись за возделывание собственного «надела». С помощью мелиораторов прорыли в конце товарищества мелиоративный канал, распахали луговую целину, посадили бульбу, помидоры и прочие культуры. Радовались первым урожаям. А через пару лет отказались от той земли – она оказалась заражена нематодой.
С учреждением в стране института Президентства и избранием на пост Главы государства Александра Лукашенко вопросы продовольственной безопасности в Беларуси были успешно решены. Наша республика сегодня не только способна прокормить своих граждан, но и успешно продает сельхозпродукцию и произведенные из нее товары в соседнюю Россию, Европу, Китай и в другие государства мира.
Многие дачники за это время отказались от своих земельных наделов в садовых товариществах нашего района. Эти земли нынче где возвращены сельхозпредприятиям, где переданы в гослесфонд под залесение.
Но самые стойкие, в том числе и я, остались верны дачному делу. Люди обустроили дачные домики, посадили сады, выращивают все, на что способна белорусская природа.
Иные садовые товарищества превратились в настоящие населенные пункты, с электрофикацией, водопроводами, где зимой и летом живут, трудятся и отдыхают их обитатели.
Но в отличие от населенных пунктов, садовые товарищества не имеют ряда возможностей и преференций, которыми пользуются жители населенных пунктов. Например, в нашем садовом товариществе около десятка его членов проживают в дачных домах, которые имеют печное отопление, собственный водопровод и канализацию (благо, технологии сегодня это позволяют) круглогодично. Некоторые из них оставили квартиры детям и с выходом на пенсию перебрались из города на лоно природы на постоянно. Но вот беда, прописаться на даче нельзя – Закон не позволяет.
Или другой пример, жители населенных пунктов рассчитываются за электроэнергию по показаниям счетчика, установленного в каждом доме индивидуально. А вот в садовых товариществах за электроэнергию приходится платить дважды: по индивидуальному счетчику на счет товарищества, а разницу между общим счетчиком и индивидуальными товарищество оплачивает из общего кошелька, который формируется за счет коллективных взносов.
28 января 2008 года с целью решения насущных проблем жизнедеятельности садовых товариществ был принят Указ Президента Республики Беларусь № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ». Данным документом было утверждено «Положение о садоводческом товариществе», которое позволило снять целый ряд вопросов.
Но, как говорят, жизнь не стоит на месте, она порождает новые вопросы и проблемы. А посему в 2013-м и в 2015 –м годах новыми Указами Президента вносились изменения в Указ № 50 от 2008 года. Однако и они не решили всех дачных проблем.
Садоводческим товариществам в качестве юридических лиц, а также самим гражданам приходится решать различные вопросы, связанные с имущественными отношениями, регистрацией или перерегистрацией участков и недвижимости, землепользованием, электроснабжением, водоотведением и др.
Некоторые садовые товарищества долго не могут решить вопрос с избранием председателя товарищества. Некоторые не могут осуществить изменение границ земельных участков. Члены товариществ не могут добиться от своих председателей четких отчетов о расходовании коллективных денежных средств. И так далее.
По инициативе Минэкономики, которое во взаимодействии с другими государственными органами ведет работу по совершенствованию законодательства о садоводческих товариществах, в пресс-центре БЕЛТА 29 августа состоялась онлайн –конференция «Особенности правовых отношений в садоводческих товариществах».
В ходе конференции консультант юридического управления Министерства экономики Ирина Скачкова сообщила, что подготовлены изменения в Указ №50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ». Проект указа в апреле этого года прошел общественное обсуждение на Правовом форуме. По ее словам, предлагается упростить порядок изменения границ земельных участков, если проект организации и застройки территории садоводческого товарищества был утвержден до вступления в силу Указа №50, то есть до 7 августа 2008 года. В таких случаях установление границ при отсутствии земельного спора может быть выполнено по фактическому пользованию, без внесения изменений в проект организации и застройки территорий товарищества, изменение которого в настоящее время представляет собой длительную и дорогостоящую процедуру.
Проект предусматривает, что местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых расположены товарищества, будут обеспечивать информирование садоводческих товариществ, в соответствии с их запросами, о переходе прав на земельные участки к другим лицам. «Несмотря на то, что в положении имеется норма, обязывающая членов товарищества письменно уведомлять правление о переходе к ним прав на земельный участок, в связи с необязательностью отдельных владельцев товарищества, правление и руководство СТ не имеет никаких сведений, что у них появился новый член, владелец, — проинформировала она. — В случае принятия этой нормы полагаем, что проблема будет решена. Такое информирование позволит устранить неопределенность, даст возможность товариществам вести надлежащий учет своих членов, информировать их об обязанностях, правах и правилах внутреннего распорядка».
Намечено конкретизировать и расширить в Указе – в Положении о садоводческих товариществах
– перечень документов, с которыми члены СТ имеют право знакомиться. В настоящее время норма в положении говорит о том, что члены товарищества имеют право знакомиться с отчетами председателя правления ревизионной комиссии, а также получать от них иную информацию. Но, как показывает практика, очень много обращений связано с тем, что члены товарищества, приходя к председателю правления, не могут получить исчерпывающую информацию, на которую имеют право. В связи с этим данный перечень планируется расширить.
Кроме того, документом предлагается предоставить местным исполкомам полномочия по внесению на рассмотрение общего собрания либо собрания уполномоченных товарищества кандидатов на должность председателя правления в случае его длительного отсутствия. «Эта норма предлагается в связи с тем, что, когда в СТ длительное время отсутствует председатель, начинается хаос, образуются несанкционированные свалки мусора, ухудшается экологическое состояние близлежащих территорий, — пояснила Ирина Скачкова. — Если исполкомом была предложена кандидатура, а председатель так и не был избран, то мы предлагаем внести нормы, чтобы в таких случаях местный исполком самостоятельно назначал председателя правления».
В ходе конференции также затронут вопрос о формировании членских взносов в садоводческих товариществах. Действующая в настоящее время норма вызывает много вопросов, обращений и жалоб со стороны членов товарищества, которые не согласны с таким регулированием. Этот вопрос рассматривается, предложений высказывается много, зачастую они противоречивые. По мнению Минэкономики, норму надо изменить и предоставить право садоводческим товариществам самостоятельно решать такие вопросы на усмотрение общего собрания либо собрания уполномоченных. Имеются и другие мнения, говорящие о том, что членские взносы не должны зависеть от площади и количества земельных участков, поскольку в основном направляются на оплату труда работников.
Кроме того, как отметила Ирина Скачкова, в проекте предлагается урегулировать вопросы о членстве лиц, являющихся участниками долевой собственности на земельный участок, садовый домик. В действующем указе этот вопрос не урегулирован.
В настоящее время проект Указа находится и дорабатывается в Министерстве экономики. И, понятное дело, законодатели свое дело сделают.
Но решение проблем садоводческих товариществ, на мой взгляд, как и было подмечено на конференции, в большей части зависит все-таки от его членов, которых порой даже на общее собрание собрать нельзя всех вместе. А ведь именно общее собрание является высшим органом управления товариществом. Общее собрание решает, какие люди войдут в состав правления, какой будет сумма общих взносов, где и какую улицу будут благоустраивать в первую очередь, и т.д.
Так что дело за нами самими, уважаемые дачники!
Иван ГАРИСТ.