Калинковичанин Сергей Холупко — машинист, который прошел Афган

халупкоСергей Холупко — натура увлеченная.  Еще со школьных лет занимается фотографией и видеосъемкой, тогда же научился кататься на коньках и участвовал в областных юношеских соревнованиях по хоккею. Не знаю, насколько талантливым из него мог бы выйти  хоккеист, профессиональный фотограф либо видеооператор, но то, что железнодорожник он хороший не подлежит сомнению. Неспроста ведь по итогам трудового года несколько раз был занесен на Доску почета локомотивного депо Калинковичи. Про таких, как он говорят: «Человек на своем месте».

Афганец

В депо Сергей пришел еще в 1988 году и надолго здесь остался. Очень любит свою профессию и трудовой коллектив, на другом месте себя и не представляет.

Едва ли ни у каждого калинковичского железнодорожника кто-то из родных или близких работает или в свое время работал на железной дороге. Вот и дед Сергея Холупко по линии матери, Андрей Шептунов,  был путевым обходчиком на перегоне Жлобин — Мормаль. Вероятно, сказались гены, а, может, на роду было написано продолжить династию. Так или иначе, но в профессиональном выборе Сергей никогда не сомневался. После школы вместе с другом и одноклассником Виктором Урбаном они подали документы в Гомельское железнодорожное училище №35 имени Михася Лынькова. Правда, двухгодичный курс обучения в училище довелось растянуть, ведь пришла пора служить в армии.

Сергей Холупко впоминает:

— Когда в октябре 1985 года нас собрали на областном сборном пункте и сообщили, что повезут в Фергану, всем стало ясно — Афганистана не избежать. Именно в Фергане находился большой учебный отряд ВДВ, откуда солдат-срочников  отправляли на афганскую войну. В учебке готовили разведчиков, техников-механиков, водителей, был и артиллерийский дивизион. Я же попал в роту снайперов, получил личное оружие — снайперскую винтовку — и быстро ее освоил. В разведлагере под Ферганой нас обучали боевым действиям в горной местности.

А весной 1986 г. отправили на войну. Моя служба проходила в 317-м полку 103-й дивизии. Задача дивизии — не допустить диверсий, терактов, нападений бандформирований на Кабул. Город очень сильно охранялся: по всему периметру афганской столицы находились наши батальоны, были развернуты блокпосты. Основная опасность исходила с востока, со стороны пакистанской границы, от которой до Кабула всего 75 км.

Подразделение, где я служил, состояло из 4 застав: двух горных и двух, расположенных в равнинной местности. Службу на заставах несли ребята разных военных специальностей. Наша часть располагалась в ущелье Хуркабуль, а вокруг — две горы выше 2000 м, в которых прятались душманы. Они в открытые стычки с нами не вступали, предпочитали действовать исподтишка: обстреливали заставу в вечернее или ночное время из американского орудия. Во время этих вылазок я с помощью прибора ночного видения — небольшого переносного локатора — наблюдал за «духами».

Сергей Николаевич рассказывает, что наиболее ему запомнилась охрана находившихся рядом гражданского и военного аэродромов.

— Хотя и война, а самолеты летали регулярно, авиаперевозки осуществлялись непрерывно. Нашей же задачей было обеспечить безопасность полетов. Не раз был свидетелем, как душманы, спрятавшись в горах, вели обстрел самолетов из крупнокалиберных орудий. Также мы охраняли от бандформирований правительственные объекты города и прилегающие к нему дороги.

Когда в ноябре 1987 года Сергей Холупко демобилизовался, на его груди сияла медаль «За боевые заслуги». Везением назвал мой собеседник отсутствие у него ранений, а также фактов гибели среди личного состава подразделения.

Монастырь из бисера

После возвращения из Афганистана он восстановился на учебу и успешно окончил железнодорожное училище. В локомотивном депо начинал с помощника машиниста у опытного Александра Нестеренко. Своего первого наставника Сергей Николаевич вспоминает с большой теплотой, как человека, который оказал большое влияние на профессиональное становление в ту пору молодого специалиста.

Спустя четыре год Сергей Холупко уже сам стал машинистом, поначалу водил грузовые поезда, а с 2005 года — пассажирские по направлениям на Минск и на Коростень. Сегодня он передает молодежи свой богатый практический опыт, и вот уже год работает в одной бригаде с помощником машиниста Дмитрием Купрацевичем.

Работа у машиниста очень напряженная и ответственная, ведь необходимо обеспечить безопасность перевозки пассажиров, он в ответе за их жизни. В беседе Сергей Николаевич высказал возмущение людской беспечностью. За 30 с лишним лет работы ему несколько раз доводилось быть свидетелем, как под колеса локомотива попадали те, кто вдруг решил прогуляться по железнодорожным путям, был и случай суицида.     

Не так давно у героя моего повествования появилось еще одно увлечение — вышивка бисером. Как верующий человек, он в основном вышивает иконы, а также пейзажи, на которых изображает церкви, монастыри. Вот и первую свою картину назвал «Монастырь».

Постепенно он так увлекся  новым хобби, что посвящает ему все свободное время, даже жену Марину Алексеевну «заразил». Несколько работ супругов украшают их квартиру, многое передано в подарок родственникам и друзьям. Произведения Сергея Николаевича побывали на выставках рукоделия в Калинковичах, Гомеле, Жлобине, которые были организованы Гомельским отделением Бел. ж.д. В 2017 году он был награжден грамотой за активное участие в конкурсе рукоделия «Ярмарка фантазий», посвященном 155-летию образования Белорусской железной дороги.

Личным примером Сергей Николаевич ломает стереотип, что вышивка — сугубо женское занятие. Это увлечение помогает ему расслабиться после напряженной рабочей смены. Но в большинстве своем он берется за вышивку накануне рейса, что позволяет привести в порядок мысли, настроиться на работу.  

Особая гордость Сергея Холупко — вышитые бисером иконы.

— Иконы именные — это не только красивый и оригинальный подарок, но и своего рода охранная грамота, — считает мастер, — они служат своеобразным оберегом, который защищает от зла и негатива. Первую икону «Скорбящая Богоматерь» я вышил для председателя профкома локомотивного депо Ирины Дашкевич в благодарность за ее отзывчивость, внимательное отношение к людям. Затем появились и другие работы: для тещи — икона с изображением Святой Нины, для внучатого племянника — Святого Иоанна Предтечи, для племянницы — Святой Екатерины. Последнюю икону — «Святой Игорь» —  вышил для сына.

Прежде чем начать вышивку, следует получить благословение священника, а затем готовую икону нужно освятить в церкви, иначе это будет просто картина на религиозную тему.

Свойственны Сергею Холупко и другие, «более мужские», увлечения. Он хорошо разбирается в радиотехнике, с легкостью исправит поломку в любом бытовом приборе. На даче беседку, скамейку и полочки также сделал собственными руками.

Однако и с бисером расставаться не планирует, наоборот, мечтает создать картину о железной дороге.

Как отец, он гордится сыном Игорем, который в 2016 году с отличием окончил Калинковичскую гимназию, а сейчас на одни десятки учится в БГУИРе, планирует через год получить красный диплом и поступить в магистратуру. 

Сергей САКОВИЧ.

Фото автора. 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.