Нужна  народная инициатива

исполком11

Депутатской деятельностью занимаюсь с 80-х годов прошлого века. Многим своим избирателям за это время помог в решении их житейских проблем. Ведь задача местного самоуправления и региональной политики и  заключается в том, чтобы решать вопросы, с которыми сталкивается конкретный человек.  А люди, как правило, обращаются  с просьбами оказать содействие в трудоустройстве, решении  их жилищно-коммунальных проблем, по вопросам заработной платы, получении льготы и т.д.

Но есть в списке обратившихся ко мне и достаточное количество тех, кому я не смог помочь. И не потому что у меня не было для этого желания или целеустремленности. Просто некоторые вопросы, а касались они в большинстве своем не личных проблем конкретных избирателей, а имели общественное предназначение, как, например, асфальтирование улицы, прокладка тротуара, капитальный ремонт объекта соцкультбыта, решить депутату достаточно сложно.

В Беларуси на сегодня действует 1309 местных Советов депутатов, в том числе 1174 первичного уровня, где работают около 18 тыс. депутатов. В органах территориального общественного самоуправления работают 75 тыс. человек.

В соответствии с Конституцией Беларуси местное управление и самоуправление в нашей стране  осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

 «Однако, несмотря на то, что в Беларуси заложены конституционные основы местного самоуправления, приняты базовые нормативные правовые акты, деятельность местных органов власти не приносит ожидаемых результатов», — заявил 29 мая во время круглого стола «Местное самоуправление: на пути к совершенствованию» в пресс-центре БЕЛТА председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Национального собрания Александр Попков.

И сенатор действительно прав.

«Сегодняшние реалии требуют от органов местного самоуправления не только простого выполнения своих функций по предоставлению услуг населению, но и проявления инициативы, направленной на устойчивое развитие территорий», — подчеркнул он.

Как показывает зарубежный опыт, население и образуемые им органы гораздо лучше могут решать задачи повышения уровня и качества жизни, эффективнее помогать людям, нежели государственные органы при централизованном управлении местными делами.

Поэтому, полагает сенатор, одна из самых главных задач — более активное вовлечение граждан в решение общих местных проблем. «В начале 1990-х годов четко организованная вертикаль власти помогла сохранить страну. Сегодня мы уже прошли определенные этапы развития и видим, что можем говорить о более широких властных полномочиях на местах», — подчеркнул он.

Для этого нужно формировать у людей понимание, что от них многое зависит. «Сейчас все ждут, что кто-то им обеспечит те или иные блага. А нужно перестроить сознание людей так, чтобы и местная власть, и население были готовы решать многие вопросы совместно», — убежден Александр Попков.

Практика в нашем же районе  показала, что конкретные общественные дела люди могут решать  по собственной инициативе. Приведу несколько примеров: открытие мемориальных знаков в честь погибших земляков в Калинковичах в 2017 году и в Озаричах в 2019 году; создание калинковичскими педагогами проекта «СпортFAMTLY» и клубов «Папазал», направленных на  развитие  массового семейного спорта; строительство молодыми родителями около своих домов детских площадок в Калинковичах и Липово; организация молодыми калинковичанами массового состязания «Zone Race», вышедшего на уровень международных соревнований.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Татьяна Конончук, принявшая участие в круглом столе «Местное самоуправление: на пути к совершенствованию» , предлагает содействовать самоорганизации граждан по месту жительства. «На практике мы мало используем инициативу граждан. Хотя опыт реализации программ международной технической помощи показывает, что на местах рождаются очень востребованные населением инициативы. Причем люди в первую очередь предлагают решить не свои личные, а именно общественные вопросы: обустроить детскую площадку на территории населенного пункта, очистить озеро, уделить внимание особо охраняемой природной территории, — говорит она. — Такое коллективное сознание — это наше достояние. В этом плане мы можем совершенствовать законодательные механизмы».

По ее мнению,  сегодня стоит задача не просто каким-то коренным образом изменить законодательство, касающееся деятельности населения по решению вопросов местного значения, а конкретизировать, детализировать механизмы. Она считает, что вопросы будут решаться более эффективно, если вместо использования такого инструмента, как обращения граждан, вести диалог с населением. Если, планируя программу, составляя план на следующий год, собрать представителей органов территориального общественного самоуправления города, района и обсудить приоритеты: где необходимо отремонтировать участок дороги, решить вопрос водообеспечения, социальной защиты населения, люди будут видеть, что именно нужно сделать в первую очередь и какова концентрация ресурсов, и ряд вопросов будет снят.

Целиком и полностью солидарен с парламентарием.

Александр Попков заявил, что в течение 2019  года будет предложена концепция совершенствования закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», которая станет предметом всестороннего обсуждения».

Надеюсь, что новый закон  предоставит больше возможностей для развития территорий с учетом опоры на народную инициативу.

Иван ГАРИСТ.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.