«Огненный таран» капитана Захарова

таран
Это случилось буквально накануне освобождения городов Мозыря и Калинковичей в ходе наступательной Калинковичско-Мозырской операции 1944 года.
Командир эскадрильи 233-го истребительного авиаполка, получившего
вскоре почетное наименование Мозырского, Константин Захаров 13 января повел четверку истребителей «Як-9» в район западнее города Мозырь на штурм отходящего противника.
Настигнув фашистскую автоколонну, по команде Захарова летчики И.Волков, В. Тарасенков и Н.Кавказский начали громить ее с бреющего полета. Десятки вражеских машин запылали.
Фашистов охватила паника.
В самый разгар боя у капитана Захарова закончились боеприпасы. Но он не вышел из боя, а снова повел свою группу в атаку. При последнем заходе истребитель ведущего был подбит вражеским снарядом. Пламя сбить не удалось. Машина плохо слушалась своего хозяина. Чтобы дотянуть до своего аэродрома, нечего было и думать. Тогда комэск принимает мгновенное решение.
«Бейте их, братья!»- крикнул он своим друзьям в радиоэфир на прощание и направил пылающую машину в скопление вражеской техники. Грянул страшной силы взрыв, ввысь взметнулось огромное пламя пожарища, унесшего с собой на небо не только отважного летчика, но и десятки вражеских жизней.
2 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, капитан Захаров Константин Федорович был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился Герой в апреле 1919 года в городе Иваново — Вознесенск (Иваново) Российской Федерации, в семье служащего. С детства мечтал о небе. В 1936 году окончил 7 классов и поступил в Ивановский химический техникум. Одновременно занимался в Ивановском аэроклубе.
В 1937 году Захарова призвали в Красную Армию. Там исполнилась его давняя мечта. В 1939 году он окончил Пермскую военную авиационную школу летчиков и был направлен летчиком в 24-й истребительный авиационный полк Московского военного округа. В начале июня 1941 года его перевели пилотом в 233-й истребительный авиационный полк.
С начала Великой Отечественной войны младший лейтенант Захаров — в действующей армии. В составе 233-го истребительного авиаполка защищает небо Москвы. В дни напряженных боев он делает по 7 — 8 вылетов, громя фашистских стервятников.
Как-то в ноябре 1941 года 6 истребителей под командой Захарова встретили 27 бомбардировщиков противника, пытавшихся прорваться к Москве. Немедленно последовали атака за атакой. Метким огнем Захаров поразил один «Юнкерс», который, объятый пламенем, врезался в землю. После этого, 3 других вражеских самолета сбили его ведомые. Остальные «Юнкерсы», беспорядочно сбросив свой бомбовый груз на открытое поле, спешно повернули назад. Отлично выполнив боевое задание, Захаров привел свою группу на аэродром.
Через несколько дней Константин Захаров, возглавляя 7 истребителей, над населенным пунктом Спасское встретил 60 вражеских бомбардировщиков. Он смело повел свою группу в лобовую атаку и разбил боевой порядок «Юнкерсов». В итоге — 5 вражеских самолетов были сбиты.
В дальнейшем Захаров воевал на Западном, Брянском, Центральном и Белорусском фронтах. Летал на истребителях И-16, МиГ-3, Як-7б, Як-9.
В январе 1942 года, учитывая высокие боевые качества и организаторские способности, Захарова назначили командиром эскадрильи, которая под его руководством за 2 года совершила более 2000 боевых вылетов, провела десятки воздушных боев, в которых сбила 70 истребителей и 21 бомбардировщика противника.
Отважно и бесстрашно сражался командир эскадрильи. Под стать ему были и его боевые друзья. Сам черт им не был страшен. Например, 10 июля 1943 года в районе Ольховатка — Попыри 8 наших истребителей завязали бой с 8 FW-190. В самый разгар боя из облаков на отважных соколов неожиданно обрушились еще 18 истребителей врага. Нелегко было летчикам в этом бою. Но воинское мастерство командира эскадрильи Захарова принесло победу. В результате воздушной схватки 4 фашистских истребителя были сбиты. А наши летчики вернулись на родной аэродром без потерь.
К январю 1944 года командир эскадрильи капитан Захаров совершил 190 боевых вылетов. В 41-м воздушном бою сбил лично 15 и в составе группы 1 самолет противника.
На груди отважного летчика к этому времени красовались два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны 1-й степени.
… Похоронен комэск Захаров в городе Мозыре.
У школы № 38 в городе Иваново установлен обелиск учащимся школы, павшим в боях за Родину. Есть на нем и фамилия Захарова.
Мемориальная доска в честь Героя установлена на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, в коллектив ремонтно — механического цеха которого он зачислен.
В городе Иваново на улице, носящей имя Героя, также установлена мемориальная доска.
***
«Огненный таран» во время освобождения Беларуси совершили:
АБАЛТУСОВ Иван Николаевич, подполковник, командир 248-го истребительного авиаполка 14 февраля 1944 г. в районе Рогачева, он направил горящий самолет на колонну вражеских войск;
БАРАНОВ Николай Андреевич, старший лейтенант, летчик 569-го штурмового авиаполка. 16 августа 1944 г. направил подбитый самолет с полной бомбовой нагрузкой на гитлеровский укрепленный пункт Осовец.
БАРЫШНИКОВ Геннадий Иванович, младший лейтенант, летчик 956-го штурмового авиаполка в районе Орши направил горящий самолет на склад боеприпасов.
БЕРЕЗИН Иван Васильевич, лейтенант, командир звена 74-го гвардейского штурмового авиаполка 5 июля 1944 г. восточнее Минска направил подбитый самолет на скопление вражеских войск.
БЫКОВСКИЙ Дмитрий Фомич, младший лейтенант, летчик 949-го штурмового авиаполка 6 января 1944 г. около Витебска направил горящий самолет на скопление вражеских войск.
ГОРАНИН Алексей Дмитриевич, капитан, командир эскадрильи 161-го ночного бомбардировочного авиаполка 28 июня 1944 г. в районе Орши направил горящий самолет на склады с боеприпасами.
ДРОБОТОВ Михаил Андреевич, лейтенант, летчик 174-го штурмового авиаполка 29 июня 1944 г. над железнодорожной станцией Слуцк направил горящий самолет на скопление вражеских эшелонов.
КАДОМЦЕВ Анатолий Иванович, капитан, командир эскадрильи 59-го гвардейского штурмового авиаполка. Подвиг совершил 21 февраля 1944 г. в районе Рогачева. 13 апреля 1944 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
КИРЕЕВ Николай Иванович, лейтенант, летчик 75-го гвардейского штурмового авиаполка. 6 июля 1944 г. в районе д. Волма около Минска направил горящий самолет на скопление танков и другой техники противника.
КОВАЛЕЦ Александр Степанович, капитан, командир эскадрильи 204-го дальнебомбардировочного авиационного полка. 5 июля 1944 г. в районе Борисова направил горящий самолет на скопление вражеских войск. Посмертно награжден орденом Красного Знамени.
ОКРЕСТИН Борис Семенович, Герой Советского Союза, старший лейтенант, командир эскадрильи 74-го гвардейского штурмового авиаполка 6 июля 1944 г. восточнее Минска направил горящий самолет на скопление вражеских войск. Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
РАДЮШКИН Николай Михайлович, старший лейтенант 826-го авиаполка в конце июня 1944 г. в районе Толочина направил подбитый самолет на вражеские позиции.
ТАРАПАТА Петр Викентьевич, капитан, командир эскадрильи 962-го штурмового авиаполка, 17 ноября 1943 г. в районе Витебска направил горящий самолет на вражескую колонну.
ТОРБЯК Владимир Николаевич, младший лейтенант, летчик 74-го штурмового авиаполка. 21 октября 1942 г. на участке железной дороги Витебск – Полоцк направил горящий самолет на скопление вражеских войск.
ХАРЛАМОВ Виктор Петрович, младший лейтенант, летчик 956-го штурмового авиаполка. 30 ноября 1943 г. в районе станции Орша направил горящий самолет на скопление железнодорожных составов.
ЦЫПНЯТОВ Иван Иванович, младший лейтенант, летчик 783-го штурмового авиаполка 24 июня 1944 г. над д. Большая Крушиновка Могилевской области направил горящий самолет на скопление вражеских войск.
ЧЕРЕВКО Николай Афанасьевич, старший лейтенант, помощник командира 949-го штурмового авиаполка. 29-го июня 1944 г. в районе Полоцка направил горящий самолет на скопление вражеских войск. Посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Во время освобождения Калинковичского района «Огненный таран» совершили младший лейтенант ШЛЫКОВ Юрий Петрович, который 13 января 1944г. направил горящий самолет на скопление вражеских войск в районе деревень Кротов и Капличи, и экипаж бомбардировщика «Пе-2» в составе командира 54-го бомбардировочного авиаполка подполковника КРИВЦОВА Михаила Антоновича, штурмана полка майора СОМОВА Ивана Ивановича и стрелка-радиста старшины ПАВЛОВА Николая Александровича, которые 12 января 1944 г. направили горящий самолет на скопление вражеских войск около Калинковичей.
Все они посмертно награждены орденами Отечественной войны 1-й степени.
Иван ГАРИСТ.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.