Он охранял генерала Громова

Буценко Ю

Конец очередного рабочего дня. Но на мехдворе СПК «Дружба-Автюки» еще довольно оживленно. Из мастерских доносится ритмичный грохот – идет подготовка техники к весенним полевым работам.
У входа в мастерские несколько механизаторов и водителей что-то обсуждают. Завидев нас, подходит водитель Юрий Буценко. Здороваемся, обмениваемся дежурными вопросами, как жизнь, как дела, как семья, как сам.
С Юрой мы знакомы давно – родились и выросли в одной деревне, ходили в одну школу. Я окончил ее в 84-м, он два года спустя. С тех пор наши жизненные пути-дороги разошлись, и только через много лет я узнал, что срочную службу Юра проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Служил честно и добросовестно, по-настоящему, за выполнение интернационального долга был удостоен медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги». Несколько раз просил его рассказать о службе, но он все отнекивался. Теперь случай особый – год 30-летия вывода советских войск из Афганистана и 50-летия самого Юры.
Он родился в апреле. Но апрель стал для него знаковым месяцем еще и потому, что именно 1 апреля 1989 года он пришел со службы домой – первым из своих сверстников.
Сразу после школы Юрий Буценко пошел работать на трактор в совхоз «Голевичи». Там же много лет шофером работал его отец Михаил Сергеевич, трактористом – старший брат Сергей и водителем брат Виктор. Через полгода и Юра пошел учиться на водителя – получил направление от райвоенкомата. С января 1987 года осваивал автомобили в Октябрьском, получил права, а в мае был призван в армию.
Сначала его отправили в «учебку» младших командиров автослужбы в г. Багратионовск, что в Калининградской области. А в сентябре в числе отобранных сорока человек Юрий Буценко оказался на борту «транспортника», который взлетел и взял курс на Ташкент. Из близких земляков в число сорока попали Саша Соколовский из Липова и Вася Фей из-под Речицы. Были также ребята из Минска и Минского района. Три дня на пересылочном пункте – и вот он снова в самолете. На этот раз пункт назначения – Кабул.
Первое впечатление от Афганистана – вид из иллюминатора самолета на бесконечные горные вершины во все стороны до самого горизонта. Хребты, плато, скалы… Серые каменистые горы – где-то темнее, где-то светлее, а где-то красноватые. Лишь изредка в долинах виднелись темные ленточки «зеленки». Уже после приземления и нескольких проведенных дней в части он заметил ощутимую разницу еще и в климате: в сентябрьский день температура воздуха прогревалась едва ли не до 30 градусов, а ночью опускалась до семи-восьми градусов. И опускалась довольно быстро – вечера и утра в нашем понимании не было, за днем сразу наступала ночь.
Юрий Буценко попал в в/ч 26153, в 311-й отдельный линейно-станционный батальон войск правительственной связи КГБ СССР. В батальоне он расстался с земляками, которые после курса молодого бойца попали на разные «точки». Сам Юра оказался на «точке» за Кабулом. Здесь он впервые и сел за руль армейского «Урала», за время службы пять раз в колонне ходил на Союз, откуда доставляли разные грузы – от продовольствия и медикаментов до обмундирования.
Что значит пройти в колонне по горной дороге длиной в четыреста километров, да еще в условиях боевых действий, знает, пожалуй, лишь тот, кто хотя бы раз проехал в такой колонне. Из Союза в Афганистан вели две главные трассы – из узбекской Кушки на Герат, Шинданд и Кандагар, и из Термеза на Кабул. Именно по ней 40-я армия получала из СССР три четверти припасов. Огромные автоколонны, до несколько сот машин, двигались в Кабул с базы в Хайратоне (у Амударьи с афганской стороны границы).

Дорога начиналась на плодородных северных равнинах, заворачивала вверх и уходила в горы к Пули-Хумри. Но это всего лишь полпути. Затем в ста с лишним километров от Кабула она шла на юг до туннеля Саланг. Его, кстати, построил СССР в 1960-х годах для того, чтобы обеспечить проезд через Гиндукуш в любую погоду.
Длина туннеля – пять километров. Проходит он на высоте более трех километров над уровнем моря. Это выше всех туннелей в мире. Даже сегодня это пугающее место: узкий, необлицованный, плохо освещенный и плохо проветриваемый проезд, в котором могут разъехаться лишь два грузовика, и голая порода, нависающая над головой.
Преодолеть пять километров для автомобиля – четверть часа. Но большим автоколоннам требовалось гораздо больше времени. Понятное дело, здесь ни в коем случае нельзя было останавливаться. Увы, в хронике афганской войны есть противоположные факты. Например, в ноябре 1982 года афганская правительственная колонна застряла в туннеле и заблокировала дорогу идущей следом советской колонне. Было очень холодно, водители оставили двигатели включенными, что привело к фатальным последствиям: 64 советских солдата и 122 афганских получили отравление угарным газом и погибли. Несмотря на это, дорога оставалась главной транспортной артерией: с 1979-го по 1989-й 40-я армия провезла по этому туннелю восемь миллионов тонн припасов.
При воспоминании о своей первой поездке в колонне Юра оживляется. Рассказывает, что больше никогда в жизни не испытывал таких ощущений, как на этой дороге. С южной стороны туннеля Саланг дорога извивается и спускается вниз. С одной стороны от нее поднимаются унылые утесы и горы, с другой – крутой обрыв. В сторону Союза дорога проходила как раз вдоль обрыва. И тут требовалось предельное внимание, потому что чуть зазевался – и машина уходила в пропасть вместе с пассажирами. Позже, проезжая по этой дороге второй-третий-четвертый раз, он все-таки бросал взгляд вниз и видел, какое количество автомобилей лежит в пропасти.
Машины сначала въехали в галерею, а оттуда уже в туннель. А на выезде из него попали в низкие осенние облака, словно в молоко. Юрий признается, что внутри все сжималось от такого зрелища. Во все глаза он тогда следил за впереди идущей машиной, чтобы не поймать «ворону». Зато есть что вспомнить и чем гордиться: кто еще из автюковцев водил машину по облакам?
За год до окончания службы Буценко перевели в роту охраны. Рота стояла на блок-постах, охраняла аэродромы, госпитали, базу связистов Минобороны в Пули-Хумри и вертолетный аэродром недалеко от этого города, сопровождала колонны. Как раз тогда, в мае 1988 года, из Афганистана вышли первые советские колонны. Мало кто знает, что вывод советских войск начался 15 мая 1988 года в соответствии с Женевскими соглашениями о политическом урегулировании положения вокруг Афганистана. Советский Союз обязался вывести свой контингент в девятимесячный срок, то есть до 15 февраля 1989 года, причем половина войск должна была выйти из страны в течение первых трех месяцев, то есть до 15 августа 1988 года. Но в начале ноября 1988 года вывод советских войск из Афганистана приостановили – душманы вдруг активизировали наступательные действия, они произвели массированный ракетный обстрел Кабула.
Именно тогда после проводки одной из колонн его отметили медалью «За боевые заслуги». Прошло тридцать лет, но он помнит тот день в подробностях, хотя вспоминает без особой охоты. Как только колонна вышла на горную дорогу, их вдруг обстреляли. Сначала ударили по «наливнику» (бензовозу). Такова была тактика душманов. Машина вспыхнула, как факел, колонна остановилась и оказалась как на ладони. Бойцы заняли оборону. Вести прицельный ответный огонь никак не удавалось, и потому наши бойцы просто вслепую отстреливались. Иногда засекали, откуда ведется стрельба, и направляли огонь туда.
В том бою было много раненых и убитых наших солдат. И неизвестно, чем бы все кончилось, если бы по рации не вызвали тогда на помощь «вертушки».
Это был не единственный раз, когда Юре довелось так близко видеть кровь и смерть. Были и нападения на блок-посты, и обстрелы из «зеленки», и нелепая гибель сослуживца возле Пули-Хумри, наступившего на мину. Юра тогда вместе с ротным Лавровым, еще одним бойцом и санинструктором полезли доставать его из ущелья. Увидев оторванные части тела, санинструктор упал в обморок, и бойцам пришлось вытаскивать из ущелья уже двоих. Были случаи, когда кто-то из солдат на свой страх и риск входил в какой-нибудь кишлак. По обычаю, афганцы никого не трогали в своем доме или населенном пункте. Но стоило выйти за его пределы, как тут же вдогонку велся обстрел.
Последнее боевое задание рота охраны получила за двое суток до вывода войск. Им приказали выдвинуться в пункт недалеко от границы. Лишь прибыв на место, узнали, что им предстоит охранять генерала Громова. За безупречное выполнение задания в боевом охранении бойцы роты получили ценные подарки – именные наручные часы. Они были также представлены к правительственным наградам. Так на груди Юрия Буценко появилась медаль «За отвагу».
После демобилизации Юра снова вернулся на работу в сов-хоз «Голевичи». Потом работал механизатором в СПК «Дружба-Автюки», монтажником в ПМК-43, но, в конце концов, снова вернулся в СПК. В повседневных трудах и заботах ему некогда вспоминать о войне, на которой он был. Несмотря на это, она не прошла для него бесследно.
С женой Ириной они родили и воспитали трех дочерей – Юлию, Ольгу и Анастасию. Сегодня у Юрия Буценко уже трое внуков – все мальчишки. Правда, они еще слишком малы, чтобы услышать от деда этот рассказ…

Александр Веко.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.