Этого  забыть невозможно

захваченные-русские-женщины-фото-Владимира-Минакова-2

Помню эту ночь 13 января 1944 года в д. Антоновка,  как будто это было вчера. Кстати, это был день моего рождения, мне исполнилось 8 лет. Стояла очень холодная, морозная погода. Фашистские солдаты, занявшие наш дом. И загнавшие нас шестерых (маму, бабушку, брата, 2-х сестер и меня) в угловую коморку, срочно бежали, оставив остатки обильной еды и  пустые бутылки из — под шнапса: уже отмечали встречу Нового года по своему календарю.

Выйдя во двор по необходимости, я услышал голос в темноте: «Хлопчик, немцы в деревне есть»?

Я вначале испугался. Но, увидев рядом  на фоне снега выше крыш лица бойцов в маскхалатах, которые заявили «Мы – свои!», я успокоился. Это была группа разведчиков Красной Армии. Я им рассказал, что немцы днем спешно бежали из деревни, а наша хата – самая крайняя.

После этого бойцы вошли в дом, тут же опустились на пол и, не дождавшись угощения, которое готовили бабушка с мамой, уснули. Под утро бойцы спешно покинули дом. А через некоторое время со стороны Калинковичей начала доноситься стрельба и звуки боя.

Освобождение города завершило 2, 5  года фашистской оккупации, годы ожидания неминуемой смерти, когда постоянно приходилось прятаться в лесу, годы голода и холода, которые забыть невозможно и спустя десятилетия.

Для нашей семьи опасность смерти дополнялась и тем, что наша мать, Скачкова Домна Ефремовна, была связной партизанского отряда особого назначения «Храбрецы». Нашего  отца, Скачкова Николая Степановича, заместителя председателя Антоновского сельсовета в 1937 году по ложному доносу осудили как «врага народа». В последствие его посмертно реабилитировали. Но в начале войны у немцев никаких подозрений по отношению к нашей семье не было – ведь семья «врага народа». Так мама стала связной. Мы со старшим братом Аркадием (на два года старше) помогали маме как могли в ее опасной работе – мы могли пройти там, где взрослого не пропустят.

Минами, которые доставила в город наша мама были взорваны паровозное депо, цех готовой продукции мясокомбината. Мельница-лесопилка, производившая шпалы для железной дороги.

За полгода до освобождения нашу семью реально вывели на расстрел. На рассвете нас сонных выволокли из хаты и поставили к стенке. Отдельно поставили маму. Автоматчики с наведенными на нас автоматами стояли метрах в 15 от нас. А офицер кричал на маму: «Где партизанен»?

Мама молчала, тогда немец скомандовал : «Фойер». И тогда раздался треск автоматных очередей, а град пуль пролетел над нашими головами и ударился в стену дома.

Мама опять ничего не сказала. Офицер отдал команду и солдаты ушли. Вероятно, он не поверил доносу на жену «врага народа».

Эти события в дальнейшем повлияли на мой выбор профессии. Я стал военным, чтобы защищать свою Родину от посягательств любых агрессоров. 33 года отдал Советской Армии, дослужился до полковника.

Виктор СКАЧКОВ, житель г. Калинковичи.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.