Ефрем Есьман из Больших Автюков погиб в ДУЛАГе-100

В 1941 году фашисты оккупировали Псков уже 9 июля, а в ночь с 10 на 11 июля вошли в древний Порхов – город, основанный князем Александром Невским в 1239 году. Он находится в 80 км от Пскова. В этом городе я проживаю сейчас.

В первых числах августа 1941 года на месте бывшего военного танкового городка оккупанты создали ДУЛАГ-100 для советских военнопленных, попавших в окружение и плен в районе городов Новгорода и Старой Руссы. За два с половиной года (до февраля 1944 года – дня освобождения Порхова и района) там уничтожили около 85 тысяч воинов Красной Армии, к которым с 1943 года добавилось и гражданское население.

ДУЛАГи – временные транзитные пересылочные пункты, где офицеров отделяли от сержантов и рядовых. Срок содержания – до полугода. ДУЛАГи были этапом движения пленных и обычно располагались вблизи железнодорожных узлов. Такие лагеря были страшны своей непредсказуемостью, отсутствием организованного питания и высокой, не поддающейся счету, смертностью. Непосредственно в ДУЛАГе-100 от голода и холода, побоев и тифа ежедневно умирало более 100 военнопленных. Их тела тут же вывозили в поле, за территорию лагеря, и сбрасывали в огромные ямы-рвы, даже не засыпая землей.

В одном из залов бывшей офицерской столовой танкового городка фашисты содержали одновременно около 500 раненых. Солдаты и офицеры лежали прямо на цементном полу, подосланном соломой. И эти нечеловеческие условия оккупанты называли госпиталем. Имена узников госпиталя заносили в медицинские журналы. Именно эти журналы и учетные карточки, которые частично сохранились в немецких архивах, сохранили имена узников.

Благодаря десятилетней исследовательской и поисковой работе в Центральном архиве Министерства обороны РФ (фонд 58), а также в картотеке военнопленных этого же архива по изучению документов в Центре Документации научно-исследовательского учреждения при Объединении «Саксонские мемориалы» (г. Дрезден, Германия) краеведу и поисковику Сергею Егорову удалось установить фамилии и имена 1067 узников лагеря, упокоенных в этом скорбном месте. Он составил мартиролог ДУЛАГ-100 для Книги Памяти.

И вот в этой Книге Памяти я увидел фамилию рядового Ефрема Есьмана (рядом в скобках указан вариант – Есимов: разночтения есть в нескольких фамилиях, т. к. немецкий  переводчик  допускал ошибки, не зная правильного написания как фамилий, так и места рождения военнопленных). Были указаны дата рождения (07.06.1907 г.) и дата смерти (10.02.1942 г.). А местом рождения – Полесская область, Калинковичский район, д. Б. Отюки (это, конечно же, наши Большие Автюки).

Признаться, меня это очень тронуло и взволновало, ведь я родился и вырос в Калинковичах, но 23 года  живу на Псковщине.

Так как сведения поступили в архив лишь 10 лет назад, рядовой Ефрем Есьман, скорее всего, числится пропавшим без вести. И потому я через редакцию районной газеты обращаюсь к родственникам погибшего солдата (если таковые есть): буду рад принять вас в нашем городе, чтобы вы смогли поклониться праху и почтить память вашего солдата-узника.

 

Сергий Тимошенко,

настоятель храма иконы Божией Матери «Всецарица», с. Логовино.

 

От редакции. ДУЛАГ-100 (Durchgangslager) – один из известных фашистских армейских сборно-пересыльных лагерей  на оккупированной территории. Не менее печально известен и ДУЛАГ-121 в Гомеле, где погибло более ста тысяч человек. В справочнике «Лагеря советских военнопленных в Беларуси 1941-1944» (Мн., 2004) указано, что ДУЛАГ-121 располагался также в Калинковичах и Юровичах. Кроме того, в Капличах некоторое время находился 3-й, а в Калинковичах 19-й армейские сборно-пересыльные пункты. В упомянутом справочнике также говорится, что в Калинковичах располагался и филиал 314-го ДУЛАГа. Что неудивительно, так как создавались они немцами в местах с удобными подъездными путями, особенно вблизи железнодорожных станций и узлов.

Непосредственно по поводу Ефрема Есьмана надо сказать, что в списке воинов Красной Армии – земляков по Великоавтюковскому сельсовету в районной Книге «Памяць» он не значится. Есть там Есьман Ахрэм (Ефрем) Павлович, но 1897 г.р., и дата гибели – 22.10.1942 г. На сайте ОБД-Мемориал он значится, как Есмов Ефрем и упоминается в Справке отдела по персональному учету сержантов и солдат Красной Армии от 7 октября 1959 года, выписанных из немецких карточек пленных и умерших в немецком плену, которые не значатся по картотеке Отдела по учету безвозвратных потерь.

Фамилия нашего земляка приводится в документе под названием Wochentliche Meldung fur die Wehrmachtauskunftstelle (Еженедельное сообщение для вермахта), составленном в лазарете Дулага-100 с 18 по 24 января 1943 года. На странице 175 запись: Jefrem Jesmon. Здесь же по-русски: Есмов Ефрем (отсюда и последующая путаница). Далее указано, что пленный — белорус, солдат, родился 7.06.1907 в д. Б. Отюки Калинковичского района Полесской области, попал в плен 27.11.1941 г. и был направлен в лагерь D, умер 10.02.1942 г. и похоронен на русском кладбище на восток от Порхова. К сожалению, графы о ближайших родственниках бойца остались незаполненными.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.