Райпо: камни преткновения и пути их преодоления

Парамонава 2

  В последнее время сельское население и руководство района все чаще высказывают недовольство работой торговых объектов, входящих в систему райпо.

Люди жалуются на перебои с поставкой табачных и ликеро-водочных изделий, отсутствие в сельских магазинах стройматериалов (цемента, шифера, краски, гвоздей), узкий ассортимент прохладительных напитков, мороженого, других товаров первой необходимости, не говоря уж про выбор промышленной группы и мебель.

Руководство района предъявляет райпо претензии по невыполнению прогнозных показателей и, соответственно, по росту количества жалоб населения.

Сегодняшний наш разговор с председателем Калинковичского райпо Светланой Парамоновой о камнях преткновения и перспективах дальнейшей работы потребительского общества.

 — Светлана Григорьевна, расскажите  об итогах работы вашего предприятия  в текущем году, и, как оно выглядит на фоне других райпо области?

 Объем розничного товарооборота торговой сети за  5 месяцев  2018 года по  райпо составил 6313 тыс. руб. Не обеспечен уровень прошлого года 84,9%. За этот период недодано до выполнения прогнозного задания (104,8%) по розничному товарообороту 1484 тыс. руб. или 35 дней торговли. 

Наше райпо в области занимает 8 место (из 17 райпо) по объему товарооборота, 12 место по темпам роста (по итогам 1 квартала было 13 место), областной темп роста 89,5%.

За май  объем розничного товарооборота составил 1365 тыс. руб., с темпом роста 82,6% (10 место в области, областной показатель 86,5%).

Среднемесячная реализация товаров на 1 жителя по райпо составляет 66,5 руб. Это 6 место в области (областной показатель – 49,7 руб.).

Среднемесячный товарооборот на 1 кв. м торговой площади 196,8  руб. (5 место, в области — 179,0 руб.), в том числе в сельской местности 222,6 руб. (2 место в области).

— Что на ваш взгляд явилось причиной невыполнения доведенного задания?

— Основными причинами невыполнения прогнозного показателя розничному товарообороту торговой сети являются:

—  снижение численности обслуживаемого сельского населения на  0,4 тыс. чел (потери товарооборота за 5 месяца 2018 года составили 132,9 тыс. руб. или 1,8 п.п. темпов роста., в т.ч. май 28,7 тыс. руб.);

— снижение реализации непродовольственных товаров –73,5 % к уровню прошлого года, недодано до прогноза  155 тыс.руб. или 2,1 п.п. темпов роста, в т.ч. май 25 тыс. руб.;

—  открытие в 2017 году  в районе 57 объектов розничной торговли площадью 4,2 тыс.кв.м., наличие 10 сетевых магазинов, автомагазина хлебозавода,  в 11 крупных населенных пунктах частных магазинов в непосредственной близости от магазинов райпо,  привели к ежемесячным потерям выручки в сумме 450 тыс. руб. Наиболее существенные ежемесячные потери    товарооборота  в следующих населенных пунктах: д. Капличи – 30,0 тыс. руб., д. Сырод  — 21,0 тыс. руб., д. Юровичи -13,0 тыс. руб., г.п. Озаричи – 28,0 тыс. руб., н.п. Бобровичи 20,0 тыс. руб.

— То есть вы хотите сказать, что недополучение денежной выручки сказывается   на товарообеспечении ваших магазинов?

— Безусловно. Поставщики, например, отказываются поставлять нам табачные изделия без предварительной оплаты. Кроме того, они не всегда имеют  тот ассортимент, который сегодня востребован сельским жителем.

Более 52% денежной  выручки, которую мы получаем в течение месяца, райпо направляет на оплату электроэнергии, заработную плату работникам, за услуги банкам, проценты по кредитам (уплачено за год более 320 тыс. руб.), налоги, судоисполнителям по исполнительным производствам (25 % от выручки ежедневно), закуп сырья для производства мясных полуфабрикатов, швейных и кондитерских изделий, запчасти и топливо для заправки  автомашин (28 единиц).

Для заправки 7 автомагазинов расходуется 41 % от общего количества расходуемого топлива, при том, что в выручке автомагазины занимают только 6,7 %. При этом за расходом топлива ведется тщательный контроль — установлены навигационные системы на 19 автомобилях.

 При малейшей неоплате за поставленный товар поставщики сегодня обращаются в суды с выставлением огромных несоизмеримых долгу штрафных санкций. Безусловно, мы отказываемся от работы с такими поставщиками, но это соответственно приводит к сужению ассортимента.

Вместе с тем, мы благодарны руководству  местной промышленности – ОАО «Калинковичский ЗЦМ», ОАО Калинковичский мясокомбинат», ф-лу РУП «Гомельхлебпром» «Калинковичский хлебозавод», ОАО «Калинковичихлебопродукт» и другим, которые с пониманием относятся к проблемам райпо в  вопросах обслуживания сельского населения.

— Светлана Григорьевна, по сравнению с прошлым годом  в райпо произошло снижение реализации непродовольственных товаров. Как вы объясните причину произошедшего?

 — Да, реализация  непродовольственных товаров составила всего лишь 73,5%, хотя и  есть небольшое увеличение на 1,2   % к итогам работы 1 квартала . Вместе с тем удельный вес реализации этой группы товаров в общем объеме составляет товаров  только 5,7%.

 На сегодняшний день, к сожалению,  райпо не может, как в былые времена, содержать на полках эту группу товаров в большом количестве, так как поставщики требуют оплату за отгруженный товар вне   зависимости от того продан он или нет. Стараемся по возможности  привезти товар по заявкам покупателей. В магазинах имеются журналы заявок.

Сейчас райпо не занимается оптовой торговлей, как раньше, мы не имеем возможности  получать вагонами цемент, шифер, краску, так как поставщики за это  требуют предварительную оплату. Райпо не имеет больше финансовой возможности содержать и кредитовать тысячи наименований товаров, которые оплачены, но не реализованы. На селе  частные магазины, которые открылись рядом с нашими, вполне могут торговать непродовольственной группой  товаров, однако они реализуют товары, которые более выгодны им и быстрее продаются.

 В городе для реализации этой группы товаров за последние годы открылось много магазинов, в том числе специализированных,  других форм собственности.

Однако, для привлечения покупателей, на те группы товаров, которые мы можем реализовывать, предоставляются потребительские кредиты в рамках совместных кредитных продуктов Белкоопсоюза и ОАО «Белагропромбанк» — «Легкие покупки», АСБ «Беларусбанк» — «Рассрочка без переплат», «Халва». Продано товаров в кредит на сумму  7,3 тыс. руб. или 121,5% к уровню прошлого года.

Еще одной из причин снижения реализации непродовольственных товаров является то, что в нашем товарообороте удельный вес товаров отечественного производства составляет 96%. Это создает определенные проблемы. Например, сетевые магазины имеют  возможность  закупа импортного товара большими партиями и по более низкой стоимости.

— Скажите, каков удельный вес безналичных расчетов в товарообороте вашего предприятия?

 — Удельный вес безналичных расчетов в нашем товарообороте составляет 27,3%, в т.ч. через  терминалы 23,3% ( в прошлом году — 19, 7%).

— Что вы предпринимаете по изменении ситуации в лучшую сторону?

— Для получения дополнительной выручки, а также для того чтобы не усугубить ситуацию по обеспечению  торговой сети товарами первой необходимости,   осуществляется постоянный контроль за поступлением основных валообразующих товарных групп.  Так, за 5 месяцев по акциям реализовано товаров на сумму 650 тыс. руб.  (10,3 % в товарообороте).

В каждом магазине имеется более 20 наименований акционных позиций товаров, которые обозначены специальными ценниками желтого цвета.  Кроме того, мы реализуем продукцию собственного производства: мясные полуфабрикаты (более 20 наименований, до 15 т в месяц) и кондитерские изделия( более 30 наименований, до 6 т в месяц).

 Увеличена реализация с начала года по сравнению с прошлым годом по товарным группам:  фрукты на 2,2 п.п. и составила 83,5 т; овощи на 2,3 п.п. — 132,1 т; мясо и птица на 1,8 п.п. — 45,3 т; рыба и консервы рыбные на 8,0 п.п. — 35,3т; кондитерские изделия на 3,5 п.п. 80,0 т.

Кроме того,  за  апрель-май увеличена  среднемесячная реализация по основным группам товаров: мясо и птица на 0, 7 т; сахару на 4 т; макаронным изделиям на 5 цнт; кондитерским изделиям на 3,7 т;   безалкогольным напиткам на 1500 дал; мороженому на 3,4 т;  маслу растительному  на 0,5 т;  рыбе на 0,5 т; рыбным пресервам на 0,7 т; свежим овощам , урожая 2018 года, на 10 т; водке на 630 дал; мебели на 2,5 тыс.руб.

Для того чтобы максимально сохранить денежную выручку для оплаты поставщикам, правлением райпо принято  решение о  реализации товаров в магазинах райпо по сертификатам своим работникам и при  согласии работникам сторонних организаций.

В счет заработной платы своим работникам реализовано товаров с начала года на 97,7 тыс. руб. (уд. вес в товарообороте 1,5%);

За счет реализации товаров по ведомостям в счет заработной платы работникам предприятий района получено 64,4 тыс.руб. (уд. вес в товарообороте 1,0%).

За счет продления  режимов работы в период выдачи заработной платы в сельхозпредприятиях получено 11 тыс. руб. (0,3% в товарообороте).

 Организована дополнительно работа 4 точек сезонной торговли  по реализации свежей плодоовощной продукции.

Ежемесячно реализуется более 20 т фруктов и 35 т овощей. Плодоовощная  продукция ежедневно закупается у населения как в районе, так и для обеспечения конкурентных цен за его  пределами.

Ежемесячно  за товары заготовок из выручки выплачивается  населению  до 200 тыс. руб.

При необходимости ежедневно, но не реже двух раз в неделю,  экономисты райпо проводят мониторинг цен на рынке и в объектах других форм собственности.  Систематически переразмещаются   товары между объектами торговли.

 Еженедельно специалистами торговой службы отрабатывается не менее 5 объектов торговли. Оказывается практическая помощь продавцам по выкладке товаров, наведению санитарного порядка торгового зала и прилегающей территории, проверяется наличие  ценников. За каждым торговым объектом постановлением правления райпо закреплен ответственный специалист, который по итогам месяца несет персональную ответственность за состояние объекта торговли.

— Светлана Григорьевна, значит, есть надежда, что все наладиться?

 — Мы каждый день работаем над этим.

Беседовал Иван ГАРИСТ.

Справочно: С приходом в район сетевых магазинов за последние 3 года удельный вес потребкооперации в товарообороте райцентра снижается и занимает менее 3% (в 2014 г.  — 5,9%). Потери товарооборота за 3 года составили более 1050 тыс. руб.  или 10 млрд. 50 0 млн. не деноминированных рублей.

Затраты на строительство 3-х новых объектов торговли,  приведение в порядок объектов торговли и общественного питания (в том числе в агрогородках), объектов заготовительной и производственной отрасли (ремонт овощехранилища, установка систем климат -контроля, приведение к требованиям Таможенного союза скотобойного  пункта и цеха мясных продуктов), покупуа 16 ед. грузового транспорта, приобретение более 400 ед. холодильного оборудования, установку 44 ед. кондиционеров, 15 ед. систем видеонаблюдения, 93 ед. систем охранной сигнализации с GSM- дозвоном  за несколько лет райпо потратило 25 млрд. не деноминированных рублей.

Деньги вложены  из-за стремительного развития частного  бизнеса, а отдачи нет.

 

2 комментариев для “Райпо: камни преткновения и пути их преодоления

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.