Безопасность детей: причины детской гибели и травматизма,  их профилактика

травма

Ежегодно сотни детей гибнут в результате несчастных случаев. Так, от внешних причин в 2016 году погибло 154 ребенка, в 2017 году – 146 детей в возрасте от 0 до 17 лет. С наступлением летних каникул приходит и пора повышенной опасности. Дети остаются дома без присмотра родителей, проводят каникулы в лагерях или деревнях у бабушек и дедушек, где уследить за ними можно не всегда.

В каждом возрасте есть наиболее типичные детские травмы, и  родителям надо помнить об этом.

Дети от 2 лет. В этом возрасте малыши становятся очень активными и любопытными, поэтому чаще всего получают такие травмы: ожоги от плиты, утюга, обогревателя; отравления и химические ожоги от пробы на вкус продуктов бытовой химии; электротравмы от засовывания в розетки спиц, шпилек, булавок; попадание инородного тела в дыхательные пути.

Дети от 4 до 6 лет. Это возраст, когда дети становятся более самостоятельными и пытаются повторять поступки и действия взрослых. Самые распространенные травмы в таком возрасте – ожоги от игр со спичками и зажигалками.

Дети от 7 до 12 лет. В этом возрасте детям свойственна тяга к экспериментам. К играм со спичками и зажигалками добавляются баллончики из-под аэрозолей и дезодорантов. В итоге — тяжелые ожоги пламенем.

 БЫТОВОЙ ТРАВМАТИЗМ. Казалось бы, дом – самое безопасное место для ребенка. Но это далеко не так. По статистике, маленькие дети чаще всего получают травмы именно дома. Опасность подстерегает на каждом шагу: оставленная на плите горячая кастрюля или незакрепленная полка может стать причиной травмы.

Интерес у ребенка могут вызвать таблетки, случайно оставленные вами на столе, батарейки, любые опасные жидкости – моющие средства, уксус и т.п. Дети всё тянут в рот. И почти ежедневно в больницы и поликлиники доставляют малышей, проглотивших что-то опасное. Последствия зачастую неутешительные: ожоги пищевода, а иногда и его полное удаление.

Чтобы избежать печальных последствий, МЧС рекомендует убрать подальше от детей предметы, которые могут быть опасны, в том числе украшения, пуговицы, булавки и «невидимки», монеты. Бытовая химия, спички, лекарства также должны быть вне доступа ребенка. Тщательно осмотрите игрушки своего ребенка: заклейте скотчем крышки, под которыми находятся батарейки, выбросьте сломанные игрушки. В отдельную коробку сложите карандаши, фломастеры, кисточки, краски и доставайте их только тогда, когда ребенок хочет заняться творчеством. Проследите за тем, чтобы малыш не играл с монетами. Особое внимание уделите кухне: уберите ножи, ножницы и спички туда, где их не сможет достать ребенок.

ОКНА. Падение из окна – одна из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Анализ всех происшествий показывает, что ситуации очень схожи между собой: дети остаются без присмотра, при помощи предметов мебели взбираются на подоконник, открывают окно или опираются на москитную сетку и выпадают наружу. Всегда стоит помнить, что малышам незнакомо чувство страха, они не понимают, что там, за окном. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенок не смог этого сделать: если выходите из комнаты даже на минуту, закройте створки окна. МЧС рекомендует поставить на окнах заглушки или съемные ручки, чтобы дети не могли самостоятельно их открыть. Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна.

ОЖОГИ. Ожоги – одна из серьезных травм у детей в любом возрасте. Чем младше дети, тем опаснее последствия термических ожогов на коже, тяжелее их течение и серьезнее психологическая травма. Большую часть пострадавших в результате ожогов составляют дети до 7 лет. Причем, это могут быть как совсем младенцы, так и малыши. Дошкольники, школьники страдают гораздо реже. Дети, которые поступают в ожоговое отделение для лечения, в основном, малыши, на долю школьников приходится не более трети. Часто обращаются в больницу родители с детьми, которым констатируют термический ожог кипятком лица, грудной клетки, плеча или предплечья. И все происходит по элементарному недосмотру родителей – из-за оставленной на краю стола посуды с кипятком, когда ребенок может дотянуться до нее руками и опрокинуть на себя. Такие случаи происходили и в Калинковичах, где малыши опрокидывали на себя чашки с горячим чаем.

Чтобы избежать подобных случаев, родителям НЕОБХОДИМО: оградить детей от горячей плиты, пищи и утюга; держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард; не ставить на край стола (плиты) чашки с горячим чаем, тарелки с супом, кастрюли и сковородки, потому что ребенок может опрокинуть это на себя; если вы сидите за столом и держите на руках ребенка, будьте вдвойне осторожны, малыш может потянуть на себя скатерть или схватить то, что находится в зоне его доступа;  прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды; ребенок не должен находиться вблизи огня при приготовлении шашлыка, сжигании мусора.

ВОДА. Дети обожают водные забавы. И все же вода – это, прежде всего, опасность, а не развлечение. Особую опасность в летнее время представляют водоемы, где даже присутствие взрослых зачастую не становится гарантом безопасности. Поэтому отправляясь с детьми на водоем, всегда будьте начеку – не выпускайте их из виду ни на минуту, особенно если они находятся в воде. Не позволяйте ребенку отплывать далеко от берега, поинтересуйтесь глубиной водоема. Не разрешайте пользоваться надувными матрасами и камерами – они могут подвести в любой момент. Если вы живете в непосредственной близости от водного объекта – постоянно напоминайте ребенку правила безопасного поведения, следите за тем, чтобы он не находился у воды без присмотра.

 ИГРЫ ВО ДВОРЕ. Прогулки и игры во дворе – неотъемлемая часть жизни ребенка. Одна из первых задач мамы или папы во время игр на детской площадке – это обеспечение безопасности своего ребенка. Несмотря на «продуманность» современных аттракционов, даже самые простейшие из них могут нести угрозу для здоровья. Поэтому очень важно не просто контролировать играющего ребенка, но и регулярно обучать его правилам безопасности. Чем младше ребенок, тем сложнее ему удерживать в сознании еще что-то, помимо эмоций, вызываемых игрой. Дети до 5 – 6 лет не способны контролировать ситуацию, они с головой уходят в процесс и теряют инстинкт самосохранения. Если родители не подстрахуют в нужный момент, беды не миновать.

Современная жизнь стремительно развивается, и у роди­те­лей есть все воз­мож­но­сти для того, чтобы быть более инфор­ми­ро­ван­ными и при­ви­вать своим детям при­вычки без­опас­ного образа жизни. Когда происходит беда, родители зала­мы­вают руки и задают себе вопрос: «Почему? За что?». Но никто не задумывается над тем, как избежать трагедий, как их не допустить. Поэтому нужно ду­мать о том, где нахо­дится ребе­нок, чем он зани­ма­ется, что делать и куда обра­щаться за помо­щью в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти. Единственный правильный выход – учиться безопасному поведению совместно с ребенком. И не просто запрещать, а разъяснять, объяснять, приводить примеры и аналогии.

Не стоит заранее ругать малыша за еще несовершенные им проступки, не угрожайте и не запугивайте опасностью. Правильная мотивация – залог успеха. Превратите процесс обучения в игру. Например, станьте ребенком на детской площадке, а он будет в роли мамы или папы учить вас технике безопасности. Можно придумать и проиграть дома с помощью игрушек те ситуации, в которые можно попасть на прогулке – катание на качелях, нападение собаки, попытка взрослого увести ребенка с площадки.

С ребенком дошкольного возраста, смотрите мультфильмы по безопасности, читайте книги. Проговаривайте правила безопасности, когда ведете ребенка в сад, приводите примеры, сравнивайте ситуации в жизни со  сказочными героями, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания. Предоставляя ребенку школьного возраста самостоятельность, все же разумно контролируйте его.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. НЕСТАНДАРТНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ

Научить ребенка правилам безопасного поведения проще, чем кажется на первый взгляд. Конечно, скучные лекции о том, как не надо делать, вряд ли увлекут вашего малыша. Поэтому используйте неординарные способы обучения.

Рисуйте вместе. Дети лучше всего усваивают информацию в виде картинок. Поэтому, рассказывая об опасностях, которые подстерегают ребенка в квартире, нарисуйте ему план своего дома и красным фломастером обведите места, в которых нужно быть наиболее осторожным. Чтобы ребенок лучше усвоил правила безопасности, рисуя разные ситуации, проговаривайте все детали картинки. Рассказывая о каждом из правил, делайте несколько рисунков, которые потом можно будет объединить одной историей.

Непослушный Колобок. Если вы привыкли читать ребенку сказки на ночь, то для вас нет ничего проще, чем на примерах сказочных персонажей рассказать малышу о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Например, читая сказку о Колобке, разъясните ребенку, что нельзя уходить одному из дому и разговаривать с незнакомцами. А сказку «Волк и семеро козлят» – почему нельзя открывать двери квартиры чужим людям.

Кто спешит на помощь? Еще один способ сделать правила безопасности легкими для запоминания – разыграть с ребенком различные ситуации. Например, вы можете предложить ему сыграть в игру «Спасатели спешат на помощь». Расскажите малышу о том, как и в каких ситуациях нужно вызывать пожарных и спасателей, а после этого примерьте на себя роль диспетчера, которому позвонит ваш ребенок в чрезвычайной ситуации. При этом обратите внимание на то, чтобы он запомнил номера 101 или 112, по которым нужно звонить, назвал правильный домашний адрес, имя и фамилию, смог объяснить, что произошло: для этого проговорите несколько ситуаций, к примеру, загорелся телевизор, в квартире появился запах дыма и так далее.

Марина Сёмова, инспектор ГПиВО РОЧС.

Один комментарий для “Безопасность детей: причины детской гибели и травматизма,  их профилактика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.