Из Караганды в Сыщицы, на могилу деда

В конце минувшей недели, когда православный мир праздновал Крещение Господне, в Калинковичи из Казахстана приехал Марат Омаров. Приехал с одной-единственной целью – поклониться могиле своего деда, прах которого покоится в одном из крупнейших братских захоронений Гомельщины – в деревне Сыщицы. В такой же день, 19 января, только 1944 года, лейтенант Акимбек Омаров погиб в бою восточнее деревни Углы.

Из Калинковичей в направлении Сыщиц выехали утром. В машине – военный комиссар района Сергей Акулов, воин-интернационалист Дамир Нурмухамедов, гость из Казахстана и я. В пути разговор вертелся вокруг сравнений уровня и образа жизни в Казахстане и Беларуси. Оно и понятно, ведь по историческим меркам еще совсем недавно мы были единым советским народом и жили в одной стране, без границ и таможен. В одной армии служили, одну Родину защищали. Как те солдаты и офицеры, на могилу к которым мы в тот момент ехали.
Марат Омаров приехал в Калинковичи накануне. Но и за короткое время, общаясь с людьми на улице, в общественном транспорте, в гостинице успел заметить и отметить для себя отзывчивость и доброжелательность белорусов, их готовность помочь совершенно незнакомому человеку. Он также поблагодарил руководство района за предоставленный транспорт и возможность побывать на могиле деда.
До войны Акимбек Омаров успел жениться и родить четверых детей – двух дочерей и двоих сыновей. Марат – сын его старшего сына Кайрата. Работал Акимбек заместителем главы Баян-Аульского района. В армию его призвали в 1942-м. Неизвестно, сразу ли он попал на фронт, и в какую часть, или находился в резерве. Только в Именном списке погибшего офицерского состава по Павлодарской области от 24 мая 1944 года говорится о том, что командир взвода лейтенант Акимбек Омаров, 1906 года рождения, убит в бою 19 января 1944 года восточнее деревни Углы Азалинского (скорее всего, имелось в виду Азаричского, а в действительности – Домановичского) района Полесской области. Там же был захоронен. Лишь в 1956 году прах был перенесен в братскую могилу деревни Сыщицы.
В качестве последнего места службы лейтенанта Омарова указывается п/п 08888. Но что это за подразделение, трудно понять. Благодаря сайту «Память народа» можно установить, что в это время в этом районе наступление вели подразделения 82-й стрелковой дивизии 19-го стрелкового корпуса 65-й армии – 601-й стрелковый полк и 115-я стрелковая бригада. В Боевом распоряжении №06 Штадива 82-й сд, составленном в 7 утра 18 января 1944 года, говорится, что исходное положение 601-й сп занимал западнее опушки леса в 300 м севернее хутора Новоселки. Полку приказывалось наступать в направлении д. Углы и во взаимодействии со 115-й сбр овладеть Углами, а в дальнейшем наступать в направлении Березняков, Савичей, хуторов Дворище и Курган. Готовность к наступлению для артиллерии – 11.15 18.01.44 г. Но уже на следующий день первые слова Боевого распоряжения №07 Штадива 82-й сд, составленного в 18.00, открывают трагичес-кие события последних суток: «Неуспех наших частей в ночь на 19.01.44 г. объясняется плохой организованностью в управлении и нерешительностью офицеров», в связи с чем перед командирами частей ставилась задача вести наступательные действия как днем, так и ночью, выполняя поставленную задачу на 18 января.
Судя по записи в Журнале боевых действий самого 601-го сп, наступательный бой он вел в течение всего дня, но деревней Углы так и не овладел. Бойцы окопались в 150-200 м от деревни. Скорее всего, именно в этом бою и погиб лейтенант Омаров.
С тех пор прошло 74 года. И все это время родные ничего не знали о месте его упокоения. Интересно, что сам Марат в середине 1980-х служил в железнодорожных войсках в Харькове, а когда случилась авария на ЧАЭС, он 9 дней находился в непосредственной близости от реактора, откуда военные железнодорожники вывозили на утилизацию отработанный уран. В этот момент он даже не предполагал, что в каких-нибудь сотне с небольшим километров на северо-запад находится могила его деда.
Теперь он живет в Караганде, работает в местном исполкоме. О месте захоронения деда узнал лишь недавно, когда друг по его просьбе проверил базу данных на сайте Министерства обороны России «ОБД-Мемориал». Узнав, что дед погиб 19 января, Марат решил во что бы то ни стало именно в этот день приехать на его могилу.
В Крюковичах нас встретила председатель Озаричского сельисполкома Галина Пантелеенко, откуда вместе поехали в Сыщицы. Позже Галина Антоновна рассказала, что на братскую могилу ежегодно приезжают родственники павших бойцов из самых разных уголков бывшего Советского Союза.
Стоя у черного гранитного обелиска с фамилией деда, Марат Омаров держал в руках его снимок – единственный, который сохранился в семье, и рассказывал о его жизни то, что его бабушка рассказала его отцу, а отец – ему. Была немая тишина, и в этот момент вдруг пошел снег, словно бы оплакивая те тысячи защитников общего Отечества, представителей самых разных наций и народностей, которые сложили головы за освобождение нашего района и упокоились в калинковичской земле.
Гость из Казахстана побывал в тот же день у Мемориала жертвам Озаричского лагеря смерти, а позже – в Музее и у памятного знака воинам-интернационалистам, у памятного знака в честь аварии на ЧАЭС, народном Музее боевой славы СШ №6. По пути в Сыщицы и обратно Марат Омаров фотографировал братские могилы в населенных пунктах и был поражен тем, что в каждой из них погребены сотни воинов. По его словам, именно у таких скорбных мест приходит осознание того, какой ценой добыта свобода и независимость и как их нужно ценить и отстаивать, чтобы никогда и нигде не допускать повторения подобных жестоких кровопролитий.
На свою родину гость из Казахстана увез три горсти белорусской земли – на могилу отца и бабушки. И выразил желание вернуться сюда еще раз – в День Победы.
Александр Веко.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.