А вы — какой веры?

вера

У нас девять религиозных организаций, зарегистрированных на территории Калинковичского района, кроме православных. Кто-нибудь читал о них, слышал? Чем дышат, чем зарабатывают на жизнь? С удовольствием прочитал бы.

NiKLA

Отличная идея. А то не знаем элементарного — отличий веры. Вот вам и терпимость ко всем религиям.

Ольга.

Семь конфессий и 21 религиозная община

В отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома рассказали, что в настоящий момент на территории района действует 21 религиозная община 7 конфессий (вероисповеданий).

Утро

Наиболее многочисленные по количеству верующих — православные. К Белорусской православной церкви Туровской епархии относятся 12 общин. В Калинковичах — храм Казанской иконы Божьей Матери, храм Успения Пресвятой Богородицы и приход храма святых благоверных Петра и Февронии Муромских; в Рудне Антоновской — храм Святого Архангела Михаила; в Озаричах — храм Святых Апостолов Петра и Павла; в Юровичах – храм Рождества Пресвятой Богородицы и Свято-Рождество-Богородичный мужской монастырь; в Великих Автюках — храм Святого великомученика Георгия Победоносца; в Домановичах — храм Чуда святого Архангела Михаила; в Сыроде – храм священномученика Алексия Лельчицкого; в Дудичах – приход храма святой Живоначальной Троицы; в Малых Автюках – приход храма святой великомученицы Параскевы Пятницы.

Четыре общины в районе имеют христиане веры евангельской (в Калинковичах, Озаричах, Турцевичах и Домановичах). По одной – католики, евреи, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, евангельские христиане-баптисты. Все расположены в Калинковичах.

В своей деятельности общины руководствуются Законом Республики Беларусь от 31 октября 2002 года «О свободе совести и религиозных организациях», Программой развития конфессиональной сферы, национальных отношений и сотрудничества с соотечественниками за рубежом на 2016-2020 годы.

Ведущая роль в работе по управлению конфессиональными процессами принадлежит комиссии содействия контролю за исполнением законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, созданной при райисполкоме.

В районе сохраняются традиции веротерпимости и взаимного уважения между верующими разных конфессий, отсутствуют какие-либо столкновения и конфликты на этнической, расовой, лингвистической и конфессиональной почве.

Актов вандализма на религиозных объектах (церковной собственности, церквях, кладбищах, памятниках) и судебных решений по данным вопросам не зарегистрировано. Со стороны соответствующих служб ведется постоянный контроль за техническим и санитарным состоянием культовых зданий и прилегающих к ним территорий.

Немного статистики

63,5% белорусов верят в Бога, 83% из них относят себя к православным. Об этом свидетельствуют данные национального социологического опроса взрослого населения республики, проведенного Информационно-аналитическим центром.

В ходе социологического исследования не смогли однозначно определить свое отношение к вере 22% опрошенных, а 8,5% указали, что не являются верующими.

Вместе с тем абсолютное большинство населения республики относит себя к двум конфессиям — православной (83%) и католической (9,5%). К другим религиозным направлениям отнесли себя 2% респондентов. Не считают себя приверженцами конфессий 5% граждан.

Согласно ответам участников опроса, отнесших себя к какой-либо религиозной конфессии, наиболее важными для верующего человека являются следование религиозным заповедям (87%) и молитва (82%). Исповедоваться, посещать службы в храме и причащаться считают необходимым в среднем по 73% опрошенных, соблюдать установленные посты и читать священные книги — 65%.

Большинство респондентов, считающих себя приверженцами какой-либо религии (63%), следуют общепринятой традиции отмечать отдельные религиозные праздники.

Вера без дел мертва… (Библия, книга Иакова 2:26)

Все общины, действующие на территории района, существуют на деньги своих прихожан. Многие активно занимаются благотворительностью. Так, при поддержке священнослужителей православной церкви в гимназии и яслях-саду №15 открылись кабинеты по основам православной культуры, на базе которых организована кружковая работа. Занятия помогают воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к родным местам и родному языку, пробуждают интерес к белорусской истории, культуре и творчеству. Традиционными стали благотворительные рождественские елки для ребят из семей, находящихся в социально-опасном положении, детей-инвалидов, детей-сирот, воспитанников приюта, бал православной молодежи, Туровские Епархиальные чтения и другие разнообразные мероприятия. Их действительно много, но углубляться в них не будем, т.к. наших читателей в большей степени интересует, чем живут представители других конфессий.

Через международную благотворительную организацию «Самаритянский кошелек», с которой тесно сотрудничают адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской и евангельские евреи-баптисты, дети из нашего района не однажды получали подарки к Рождеству.

Молитвенный дом христиан веры евангельской

снимок 044

(пересечение улиц Марата и Дзержинского) был построен в Калинковичах в 1993 году на пожертвования членов общины, которую в ту пору возглавлял пастор Анатолий Петрушенко. С 2010 года пастором является выпускник теологического института христиан веры евангельской Юрий Юзепчук. На вопрос о конфессиональных особенностях церкви, перечисляет несколько основных: «Мы верим в живого Бога, а потому в молитвенном доме отсутствуют объекты религиозного поклонения (иконы, статуи). Не осеняем себя крестным знаменем. Не поклоняемся мощам святых. Не крестим младенцев: это должно быть осознанное решение в совершеннолетнем возрасте. Читаем русский перевод Библии».

Сегодня община объединяет 134 человек. Богослужения проходят по средам, пятницам и воскресеньям. Кроме того, по воскресеньям для детей и молодежи проводятся чаепития, воспитательные беседы, уроки по изучению Библии. При молитвенном доме организованы два хора – молодежный и взрослый, а потому богослужения сопровождаются евангельские гимнами, которые исполняются под живую музыку – пианино, клавишные, гитара.

снимок 039

Также на базе общины функционируют две волонтерские организации – «Служение сиротам», которая шефствует над Калинковичским приютом (работу курирует Снежана Петрушенко), и «Защита жизни у ее истоков», члены которой предлагают женщинам, решившимся на прерывание беременности, консультационную психологическую помощь, а если нужно – и материальную поддержку.

снимок 030

По четвергам в 19.00 в молитвенном доме организовываются беседа и чаепитие для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Пастор Юрий говорит, что зимой такие встречи особенно востребованы.

Много внимания члены общины уделяют детям-инвалидам. На Рождество и Пасху их приглашают на праздничные мероприятия с обязательным вручением подарков.

снимок 027

Молитвенный дом содержится на добровольные пожертвования прихожан. Если их не хватает, то пастор может обратиться за помощью к более крупным общинам. Отказывать не принято. Калинковичская община христиан веры евангельской по возможности оказывает поддержку своим братьям и сестрам из Домановичей, Озаричей и Турцевичей, где тоже созданы общины.

Немощных прихожан принято навещать дома не менее одного раза в месяц. Летом традиционны совместные выезды на природу, рыбалку, туристические походы.

Общину евангельских христиан-баптистов возглавляет пресвитер Александр Петрушко. Церковь расположена по улице Озерина.

снимок 048

В переводе с греческого «баптизм» означает «крещение, погружение в воду». Верующие этой конфессии практикуют крещение в сознательном возрасте, однако разделяют все базовые общехристианские доктрины, основанные на Библии. Но вместе с тем не относятся к иконам как объекту почитания, не используют свечей, их молитвенные собрания состоят из чтения Слова Божия, проповедей, прославления, пения духовных гимнов, молитв.

Каждая церковь сохраняет свою самостоятельность и независимость, имеет Устав, управление, внутренний распорядок и сама решает свои церковные вопросы по своему усмотрению. Пресвитер является ее духовным наставником и попечителем, совершает священнодействия. Высший орган управления — общее собрание членов церкви, которое в свою очередь избирает Совет церкви.

Основные служения проходят по воскресеньям. Также по вторникам принято собираться на молитвенное служение, по пятницам – на изучение Библии. Калинковичская церковь ЕХБ насчитывает порядка 60 человек. Существует она на добровольные пожертвования, часть из которых идет на благотворительность — оказание помощи в виде продуктовых наборов нуждающимся и многодетным семьям, поддержку инвалидов.

 

Одно время у общины был собственный центр реабилитации для людей, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость. На протяжении последних трех лет евангельские христиане-баптисты дважды в месяц посещают Липовскую больницу сестринского ухода. Как говорят верующие: «Здесь мы можем дарить людям частичку своей любви, сострадания, внимания и заботы через общение, пение, практическую помощь».

К слову, пресвитеру разрешено работать: Александр Петрушко трудится инструктором-методистом Калинковичского спортивного клуба, проводит индивидуальные спортивные занятия и консультирование в области восточных единоборств по специализации таэквондо.

А вот пастор церкви христиан адвентистов седьмого дня

снимок 014

Виталий Докука считается официально трудоустроенным: он является сотрудником религиозного объединения «Конференция церквей христиан адвентистов седьмого дня» в Республике Беларусь, откуда и получает заработную плату. Кроме калинковичской, он также возглавляет мозырскую и ельскую общины. Членами калинковичской – правильнее, братьями и сестрами – являются около 40 человек.

снимок 009

Адвентисты верят в скорое второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю и соблюдают заповеди Божьи с акцентом на почитание субботы. Единственный и непреложный символ веры – Библия. В церкви нет икон, статуй и свечей, зато в зале для богослужений имеются стулья и скамьи, т.к. во время проповеди принято сидеть. Чтобы стать пастором, нужно обязательно окончить Заокскую духовную семинарию (Тульская область России).

Церковь адвентистов седьмого дня находится в Калинковичах по улице Советской. Богослужения проходят по пятницам (вечер) и субботам (утро-вечер) при музыкальном сопровождении. Проводить их может как пастор, так пресвитеры и дьяконы, избранные из членов общины. После богослужения организуются чаепития.

снимок 005

Также по субботам работает школа для детей, на занятиях которой говорят о нравственности, правилах поведения, хороших и плохих поступках. При церкви имеется библиотека, где много книг о здоровом образе жизни, семейных ценностях, воспитании детей и подростков, оформлена подписка на газеты «Ключи к здоровью» и «Сокрытые сокровища».

снимок 002

Благотворительные пожертвования братьев и сестер идут на содержание церкви. Как распорядиться излишками, решает совет общины. Чаще всего они направляются на помощь нуждающимся братьям и сестрам. В прошлом году активно помогали беженцам из Донбасса, сделали ремонт в доме многодетной Капличской семьи, организовывали праздник для детей-инвалидов.

Для членов вышеперечисленных общин обязателен отказ от вредных привычек — алкоголь, наркотики, сигареты и т. д.

Еще одна община – свидетели Иеговы – насчитывает около ста человек. Первые представители появились в нашем городе в 1971 году, когда из Казахстана в Калинковичи переехала Нина Кузьменкова, которая исповедовала данное религиозное вероучение. Вокруг нее и образовалась группа верующих. Но община была зарегистрирована лишь в 1994 году, председателем стал Федор Ляховец. Сегодня ее возглавляет Анатолий Кондратович.

Руководство осуществляется коллегиально, так называемым комитетом общины, состоящим из нескольких духовно зрелых христианских старейшин. Основным наставлением для верующих служит каноническая Библия, Священное Писание.

— Мы почитаем Иисуса Христа как Сына Божьего, а не Бога. Считаем его своим Искупителем, Судьей и правящим Царем, следуем его учению и примеру. Поэтому свидетели Иеговы — это христианская религия, — поясняет Анатолий Кондратович. – Собираемся дважды в неделю. Среди членов общины – люди разных возрастов, социальных уровней, образования. Стараемся помогать единоверцам, а также их родственникам и соседям, если они оказываются в беде.

Самая малочисленная община – иудейская «Бейт Исроэль» (чуть больше 20 прихожан). Ее возглавляет 89-летний Григорий Крейман. Он вспоминает довоенные годы, когда евреев в нашем районе проживало в разы больше.

Я родом из Березовки. И отец, и мать были евреями. Как и когда их предки приехали в Беларусь – не знаю. У нас в деревне через хату жили евреи, а в соседних Водовичах и вовсе работала еврейская школа. По субботам отец ходил в Калинковичскую синагогу на службу. Ее в 1937 году закрыли. Спустя много лет здание передали вневедомственной охране. А вот мама не припомню, чтобы соблюдала какие-то религиозные еврейские традиции. Она считала себя больше белоруской.

Тогда утверждали, что население Калинковичей на 50% состоит из евреев. Они занимались, если говорить на современный лад, предпринимательской деятельностью – шили одежду и обувь, держали лавки, мельницы, кузни…

Гитлер, сами знаете, как к нам относился. Наша семья выжила лишь благодаря тому, что летом 1941 года мы выехали в эвакуацию в Саратовскую область. На родину вернулись в 1945-м.

После войны я учился, работал, не догадываясь, что в Калинковичах есть еврейская община. Подпольная, правда, ведь в Советском Союзе пропагандировался атеизм. В 80- начале 90-х евреи активно эмигрировали. Чернобыль сыграл свою роль, да и притеснения чувствовались.

Официально наша община была зарегистрирована в 1994 году. Про первого председателя не скажу, а до меня был Тимофей Шефман. Поначалу собирались на частной квартире, а потом райисполком выделил нам контору бывшего лесхоза. Ремонт вытянуть не смогли, здание постепенно ветшало. Хорошо, нашелся покупатель. На вырученные деньги приобрели дом по улице Белова – неподалеку от бывшей синагоги. Ремонт помог сделать спонсор из Минска, он же до недавнего времени выделял средства на содержание общины. К прихожанам за финансовой помощью обращался редко. Теперь, видимо, придется. Я исполняю обязанности председателя на общественных началах.

Мужчины и женщины по еврейской традиции молятся отдельно. А потому мужчины общины собираются по субботам, женщины – по вторникам. Читают Тору (иудейский религиозный закон), после чего трапезничают, общаются. В пищу стараются употреблять кошерную еду: животные, птицы, рыба, напитки и другие продукты делятся на «чистые» (их можно есть) и «грязные» (нельзя). Кстати, такого же питания придерживаются адвентисты седьмого дня. В субботу и в пятницу после обеда евреям запрещено работать, желательно этот день посвятить молитвам, семье, общению с единоверцами и отдыху. По воскресениям для детей проводятся уроки по изучению религиозных традиций еврейского народа.

— Мы все давно в большей степени белорусы, чем евреи, — говорит Григорий Матвеевич. – И живем по здешним законам, а потому если в пятницу или субботу нужно на работу, то идем и работаем. Тоже и с едой: получается – соблюдаем, нет – трагедии в этом не видим. Для нас главное другое – общение с единоверцами. Ради него и создавалась община.

Пугает, что до сих пор на мое место не нашелся преемник. Я же не вечен. Не хотелось бы, чтобы община перестала существовать.

снимок 058

И напоследок немного о католической общине. Она образовалась в 1994 году. Спустя несколько лет ксендз Ефрем Бисяга (к слову, австриец по происхождению) начал возведение костела Святой Троицы. Спонсировали стройку меценаты из Польши и Германии. Костел был открыт для прихожан в 2000 году.

После Ефрема Бисяги в костеле в разные годы служили ксендз Андрей Мажец (поляк) и ксендз Виктор Синицкий, который недавно получил парафию (приход) в Гродно. На место Синицкого был назначен Александр Конанович — ксендз костела Святого Михаила Архангела в Мозыре. Теперь он служит в двух приходах.

Католический священник обязательно должен иметь духовное образование. В Беларуси его можно получить в Межъепархиальной высшей духовной семинарии в Пинске и Высшей духовной семинарии в Гродно. Срок обучения — 6 лет.

Также различают белое духовенство, которое предполагает служение на территории епархии, и черное — монашество. Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (ксендз) и епископ. Для священников и епископов латинского обряда обязателен целибат – обет безбрачия. В восточных обрядах — только для епископов.

Костел Святой Троицы относится к Мозырскому деканату Пинской католической епархии латинского обряда. Службы проходят по воскресеньям в 12.30 и каждую первую пятницу месяца в 17.00. Ведутся они на белорусском языке. По воскресеньям работает религиозная школа для детей. На службах обычно собирается 20-30 прихожан, в праздники – до 50. Костел содержится на их добровольные пожертвования.

Татьяна ЗУБЕЦ.

Please follow and like us:

Один комментарий для “А вы — какой веры?

  • 20.11.2017 в 18:00
    Permalink

    Нет Белорусской Православной Церкви в Вашем понятии. Есть Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви , который полностью подчиняется Патриарху Кириллу в Москве. Не вводите людей в заблуждение.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.