Необучаемых детей нет

снимок 010

Учитель-дефектолог Валентина Беляй и воспитатель Наталья Лыщенко

Уверены специалисты центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), который был открыт в нашем городе в 2001 году и сегодня считается одним из лучших в области.
Об успехах
Директор Алексей Литвинов приводит следующие цифры: в районе на данный момент проживает 1119 детей с особенностями психофизического развития и все они охвачены инклюзивным образованием. На базе центра функционируют два класса, в которых обучаются 14 воспитанников, 6 ребят посещают дошкольную группу, 11 – кабинет ранней комплексной помощи, которым заведует учитель-дефектолог Даниленко Татьяна, 6 находятся на надомном обучении, 48 приходят на индивидуальные коррекционные занятия к учителям-дефектологам Татьяне Гресько, Марине Негровой и Наталье Пархоменко.
Также сеть специального образования представлена 68 интегрированными классами (они есть во всех городских и практических во всех сельских школах) и четырьмя интегрированными группами (ясли-сад № 1 и 11). Открыты 13 групп с тяжелыми нарушениями речи, одна – с функциональными нарушениями зрения и 25 пунктов коррекционно-педагогической помощи (пять из них на селе: Сырод, Малые Автюки, Шиичи, Бобровичи, Озаричи).
За годы работы центра порядка 150 выпускников интегрированных классов поступили в лицеи, получили рабочие специальности и трудятся на различных предприятиях нашего района.
— К достижениям, которыми гордимся, мы шли медленно и постепенно, методом проб и ошибок, — говорит Алексей Николаевич. Он работает в центре с 2003 года. Начинал после окончания Белорусского педагогического университета им. М. Танка учителем-дефектологом. С 2013-го возглавляет центр.

Воспитатель Татьяна Грибовская и помощник Валентина Морозова

Воспитатель Татьяна Грибовская и помощник Валентина Морозова

О первоначальных трудностях
С особой благодарностью Алексей Литвинов вспоминает первого директора центра Татьяну Доманчук, которую считает своим наставником и которая много сил и стараний приложила для развития системы специального образования района.
— Ей пришлось, по сути, начинать с нуля. Ведь в начале 2000-х в городе было всего несколько интегрированных классов, да и те открывались с боем: многие родители детей с особенностями оказались не готовы к их самостоятельности, а мамы и папы здоровых детей возмущались: «Почему мой ребенок должен учиться с такими?», — рассказывает Алексей Николаевич. – Кроме того, остро ощущался кадровый голод: учителей-дефектологов катастрофически не хватало.
На помощь приезжали специалисты из Гомеля, вместе с ними была организована психолого-медико-педагогическая комиссия, проведены первые приемы. Увы, на них пришли единицы. Стало понятно, что без тесного взаимодействия «детская поликлиника – учреждения образования — центр» и без грамотной рекламы наших услуг ничего не получится. Принялись налаживать работу. И на сегодняшний момент эта система функционирует, как часы.
Хочу отметить, что все сведения о нарушениях, выявленных у детей в рамках работы комиссии, носят конфиденциальный характер и за пределы нашего учреждения никогда не выходят.

Учитель-дефектолог Елена Круговцова

Учитель-дефектолог Елена Круговцова

О недопонимании со стороны родителей
Алексей Литвинов просит обратить внимание на один важный момент: чем раньше ребенку с особенностями будет поставлен диагноз и оказана необходимая помощь, тем эффективнее окажется конечный результат.
Бывает, родители, боясь общественного мнения, негативной реакции со стороны окружающих, отказываются от услуг специалистов, тем самым упуская драгоценное время и своими же действиями ухудшая состояние сына или дочери. Другим кажется, что сотрудники центра «хапают» без разбору всех детей, дабы не остаться без работы. Третьи убеждены, что занятия с педагогом-психологом и учителем-дефектологом – это нечто постыдное, мол, они нужны лишь в самых запущенных случаях. Четвертые уверены, что центр посещают лишь дети из неблагополучных семей.
— Мне смешны эти доводы. Но становится не до смеха, когда родители приводят 8-12-летнего ребенка, которого мы в 3-5 лет смотрели на комиссии, говорили о проблеме, но не были услышаны, со словами: «Помогите, он неуправляем» или «Он не усваивает школьную программу, отстает в развитии от сверстников», — рассказывает Алексей Николаевич. – Конечно, помогаем, прыгая, по сути, в последний вагон. Что касается результата, то он не всегда нас радует: как специалисты мы понимаем, чего можно было достичь при своевременно начатом обучении. Особенно это касается логопедических проблем и поведенческих нарушений.
Если вы все же стесняетесь привести своего ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (она работает по вторникам с 14.00 до 18.00), то можно записаться на индивидуальную консультацию к любому специалисту ЦКРОиР. Телефоны для справок 5-40-46, 5-40-47.

На занятии у учителя-дефектолога  Татьяны Гресько

На занятии у учителя-дефектолога Татьяны Гресько

О работе в команде
— В начале профессионального пути мне довелось работать с 8-месячным малышом, — продолжает рассказывать директор. — Прогнозы медиков были неутешительными. Но и я, и родители верили в мальчика, усердно и упорно с ним занимались. В итоге он окончил интегрированный класс, получил строительную профессию, работает.
После этого случая я окончательно убедился, что необучаемых детей нет. Конечно, не каждый ребенок с особенностями способен одолеть программу общеобразовательной школы и даже интегрированного класса, но овладение элементарными навыками самообслуживания – одеться, обуться, покушать, убрать за собой посуду и игрушки – по силам практически всем.
Добавлю, что на результат можно рассчитывать лишь в случае неразрывности цепочки «ребенок — учитель-дефектолог — педагог-психолог — родители». К сожалению, родители порой оказываются тем «слабым» звеном, из-за которого тормозится процесс обучения и реабилитации. Они не слышат и не слушают советов специалистов, отказываются работать в команде, а лишь предъявляют претензии: «Вы обещали помочь, вы говорили, что будет так и так…» Будет, если действовать сообща, а если как рак, лебедь и щука, то простите.
Слова директора точь-в-точь повторяют учитель-дефектолог Валентина Беляй, воспитатели дошкольного образования Наталья Лыщенко и Татьяна Грибовская, закрепленные за дошкольной группой. Валентина Николаевна трудится в центре десять лет, Наталья Васильевна и Татьяна Юрьевна – со дня его открытия. Признаются, что поначалу часто плакали: трудно каждый день встречаться с человеческой бедой. Плакали и малыши, которых вырвали из привычной домашней обстановки, разлучили с мамой – центром их вселенной. Но постепенно поводов для радости становилось гораздо больше, чем для грусти: вот Ванечка сам взял ложку, а Танюша «подружилась» с горшком, а Илюша улыбнулся на приветствие…
— Любое, даже самое маленькое достижение воспитанника – большая победа для нас, — говорит Наталья Васильевна. – Ведь в центре обучаются дети с множественными нарушениями, которых еще 15-20 лет назад родители прятали в четырех стенах либо сдавали в интернаты. Слава Богу наше общество отказалось от столь жестокой практики.

Медсестра Инесса Филиппова

Медсестра Инесса Филиппова

О важности общения
Из дошкольной группы ребята переходят в разновозрастной класс (от 6 до 10 лет) под крылышко к воспитателю Наталье Грузиной и ее помощнице Валентине Морозовой, а от них – к учителю-дефектологу Елене Круговцовой, воспитателю Дарье Пырко и ее помощнице Нине Шастак, которые ведут их до самого выпуска, т.е. до 9 класса.
Все занятия как в дошкольной группе, так и в классах, направлены на формирование и закрепление навыков самообслуживания, а также на изучение самых элементарных вещей – цвет, форма и т.д.
Здесь понимают, что их особенные ученики вряд ли когда-нибудь научатся читать и писать, некоторые так никогда и не заговорят, а потому не ставят перед ними невыполнимых задач, зато активно приобщают к творчеству – лепка, рисование, аппликация, привлекают к участию в праздничных мероприятиях, приветствуют общение со здоровыми сверстниками. Самые желанные гости центра – волонтеры СШ № 1, 7, 8. Они часто приходят с подарками, но в разы чаще – просто поиграть: воспитанникам ЦКРОиР очень не хватает общения.
— Приветствую, когда сотрудники приводят собственных детей, — говорит Алексей Николаевич. — Мои сыновья тоже знакомы с воспитанниками центра. И если поначалу они задавали вопросы, почему один ребенок не говорит, а другой плохо слышит, то теперь просто не обращают на это внимания. Главное – правильно объяснить детям, что им повезло, у них нет таких проблем, как у ребят с особенностями, которых не стоит избегать, бояться, насмехаться над ними, а наоборот, нужно вовлекать в свои игры, общение. Так должны поступать все родители.

В зале ЛФК - сестра Светлана Гаева

В зале ЛФК — сестра Светлана Гаева

О том, что все дети одинаковые
Поделки воспитанники мастерят под руководством педагогов Татьяны Костюченко и Виталия Тушинского, а вот танцевальные движения разучивают вместе с музыкальным руководителем Юлией Борисенко. Также обязательны занятия адаптивной физкультурой в зале ЛФК, где мы познакомились с медсестрой Светланой Гаевой, и лечебный массаж, который проводит медсестра Инесса Филиппова.
— В среднем в день у меня бывает 8-10 детей. Это не только воспитанники центра, но и ребята, которые находятся на интеграции либо посещают индивидуальные коррекционные занятия, — рассказывает Инесса Николаевна. — Работы очень много. Но когда есть результат, на загруженность и усталость внимания не обращаешь.
Мой вопрос, не сложно ли в моральном плане работать с особенными детьми, удивляет женщину.
— Вы не поверите, но я не замечаю их особенностей. Все дети любят капризничать, баловаться, играть, хотят тепла, внимания и заботы, получается – они одинаковые, — с улыбкой говорит медсестра. – Конечно, так я считала не всегда. Когда в 2001 году пришла в центр молодым специалистом, думала, что надолго не задержусь. Но постепенно привыкла и осознала, что ни в каком другом месте я не буду приносить столько пользы, как здесь.

снимок 068

О коллективе
После нашей мини-экскурсии по ЦКРОиР директор сетует, что далеко не все сотрудники (их всего 27) попали в кадр, а ведь заслужили. Взять хотя бы заместителя Галину Казак: ответственная, целеустремленная, доброжелательная, на нее можно положиться в любой ситуации. Много лет работают помощник воспитателя Наталья Сборникова, водитель Александр Прохоров, уборщица Евдокия Шевченко, завхоз Алла Соловьян, секретарь Виктория Воробей.
— Хочу поблагодарить всех сотрудников за профессионализм и чуткость, за заботу и тепло, которыми они окружают наших воспитанников, — говорит Алексей Николаевич. – Да, в сфере специального образования работать непросто, многие не выдерживают, получается, что остаются лишь те, кто прикипает к особенным детям сердцем.
Отдельные слова благодарности начальнику отдела образования, спорта и туризма Инне Викторовне Губар и главному специалисту отдела Ларисе Николаевне Кобраль. Без их поддержки и понимания нам было бы сложнее в разы.
Татьяна ЗУБЕЦ.
Фото Николая БОРИСЕНКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)