Учимся учиться или как помочь ребенку адаптироваться к школе

Начался учебный год. Одни школьники легко и быстро влились в учебный процесс, другие до сих пор раскачиваются, ленятся, но все же выполняют домашние задания, требования педагогов и родителей, третьи – в большинстве своем первоклассники и пятиклассники — идут в школу, как на каторгу, со слезами и истериками. В последнем случае без помощи психолога бывает не обойтись. Увы, не все родители и педагоги это понимают, а потому предпочитают  пустить ситуацию на самотек, что чревато многими неприятными последствиями – от банальной неуспеваемости школьника до его нервного истощения. Как этого не допустить? Каким образом можно помочь ребенку адаптироваться к школе? Об этом и не только пойдет разговор в нашей статье.

Начнем с признаков успешной адаптации:

— ребенок спокоен, в хорошем настроении;

— хорошо говорит об учителе и одноклассниках;

— быстро заводит друзей среди ровесников в классе;

— легко выполняет домашние задания;

— понимает и принимает школьные правила;

— нормально реагирует на замечания учительницы;

— не боится учителей или ровесников.

А теперь перечислим признаки дезадаптации, которые не ускользнут от глаз внимательных родителей:

— чрезмерная усталость и тревожность ребенка, тяжелые вечерние засыпания и утренние подъемы;

— жалобы и страх ребенка в отношении учителей и одноклассников;

— сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку, бунтарство, недисциплинированность и конфликтность, замкнутость;

— низкая мотивация к школьному обучению, нежелание посещать школу;

— трудности в учебе.

В вышеперечисленных случаях нужна помощь и учителя, и школьного психолога, и родителя. Не должно быть такого, что проблема сваливается лишь на плечи школы или семьи.

В начале учебного года школьный психолог должен провести психолого-педагогическую диагностику адаптации детей к процессу обучения и составить психологический портрет каждого ребенка. Если специалист выявил какие-то тревожные моменты, обязательно нужно сообщить об этом родителям и учителям, проконсультировать, дать советы. Не обойтись и без групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, цель которых – максимально облегчить процесс адаптации. Увы, порой приходится сталкиваться с тем, что мамы и папы отказываются от посещения занятий, ссылаясь на нехватку времени, либо школьный психолог отказывается их проводить все по той же причине. Как говорится, без комментариев.

Но хуже всего, когда родители и учителя, вместо того, чтобы помочь ребенку, начинают обмениваться взаимными упреками. Чего только не услышишь в этой словесной перепалке! «Что вы за педагог такой, если ребенок вас не слушается? А может, вы к нему придираетесь, и поэтому он не хочет ходить в школу?» — вопрошают мамы и папы, на что в ответ слышат: «Побольше потакайте, в рот смотрите – то ли еще будет! Уделять внимание нужно, разговаривать, а не заниматься обустройством личной жизни»… Зачастую такие разборки происходят в присутствии детей, которые делают выводы: раз мама кричала на учителя, то и я могу, или раз учитель обвиняла родителей в безразличии, черствости, то они, наверное, меня не любят. Ситуация вновь заходит в тупик, что чревато усугублением проблемы, а потому, прежде чем раскрыть рот, вспомните: мама с папой для ребенка самые лучшие, а учитель – авторитет. И не нужно посягать на эти истины.

Что касается плохого или агрессивного поведения ребенка. Чаще всего это происходит из-за нехватки внимания и любви со стороны родителей, применения физических наказаний, развода родителей, увлечения компьютерными играми, низкой самооценки, проблем во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями. Выявить причину агрессии, непослушания бывает достаточно трудно, но в любом случае ребенок не будет вести себя плохо «просто так». Поэтому, уважаемые мамы и папы, если вы не в силах справиться с маленьким агрессором, не замалчивайте проблему и не стесняйтесь обращаться к специалисту. Могу с уверенностью сказать – под любое настроение можно подстроиться, а к любому характеру — найти ключик, который откроет любой замок. Главное – желание и терпение.

Советы родителям:

— ребенок должен чувствовать и знать, что вы его любите;

— помните, что воспитывают не слова, а личный пример;

— принимайте своего ребенка таким, какой он есть. Как можно чаще хвалите и поощряйте за достигнутые успехи;

— воспитывайте самостоятельность:

— не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания;

— не сравнивайте ребенка с другими, особенно в присутствии посторонних;

— не применяйте физических наказаний;

— не критикуйте ребенка и не срывайте на нем злость: агрессия порождает агрессию;

— не стесняйтесь и не бойтесь обращаться за советом или консультацией к учителю или школьному психологу.

Советы учителям:

учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные и индивидуальные особенности детей;

не сравнивайте, не критикуйте, не отчитывайте перед всем классом;

— оценивайте знания ребенка, а не его поступки и поведение. Оценка не должна быть средством наказания ребенка;

— не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний, как средство поддержания дисциплины;

пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.

Татьяна ВДОВИЧЕНКО, психолог Калинковичской ЦРБ.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.