Ирина Процко: «Нарушения речи нужно исправлять до школы»

DSCN7278

Около половины детей дошкольного возраста имеют речевые нарушения. При своевременно начатой коррекции (в 3-4 года) 95% ребят к первому классу забывают о логопедических проблемах. Результат достигается быстрее при заинтересованности родителей, которые находят время для занятий с ребенком, выполняют с ним упражнения, рекомендованные специалистом, терпеливо напоминают о правильном произношении звуков.

Такую статистику из собственной практики приводит учитель-дефектолог высшей категории со стажем работы более 25 лет Ирина Процко. Все эти годы она трудится в яслях-саду №2 и не раз, как профессионал своего дела, отмечалась грамотами и благодарностями различного уровня. Ко Дню учителя получила очередную награду – Почетную грамоту облисполкома.

Ирина Леонидовна окончила факультет дефектологии Белорусского педагогического университета им. Танка. Своими наставниками в профессии называет логопедов Евдокию Кудрицкую и Нину Басякову, которые много подсказывали, помогали. Отдельно благодарна администрации яслей-сада и своей напарнице Жанне Кудько, ведь давно известно, что один в поле не воин.

В этом году я выпустила старшую группу и вновь набрала себе деток в среднюю, а Жанна Викторовна со своими воспитанниками, наоборот, готовится к выпуску, — рассказывает Ирина Леонидовна. – Со стороны кажется: у нее – свои дети, у меня – свои, поэтому мы не пересекаемся. Но это не так: обмен мнениями, методиками никто не отменял. Бывает, никак не можешь найти подход к ребенку, приглашаешь коллегу поприсутствовать на занятии, и она по полочкам раскладывает, что, по ее мнению, делаешь не так. Прислушиваться – не прислушиваться – твое право, но к сведению обычно принимаешь.

В группах с тяжелыми нарушениями речи – таких в городе 13 – в идеале должно быть до 12 детей. На деле всегда больше: 14-16, а то и 18. Логопедические проблемы – беда нашего времени. Интересуюсь у Ирины Леонидовны, с чем это связано, и какие из них встречаются чаще всего.

— Наиболее распространенные – нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова, общее недоразвитие речи — это когда у ребенка страдает еще и строение речи, бедный словарный запас, нарушены грамматические категории, — рассказывает учитель-дефектолог. – Причины? Сложная беременность, проблемы в течение родов, наследственность, плохая экология…. Да что угодно. Однако, к счастью, речевые нарушения можно исправить — главное, вовремя диагностировать и принять меры. А потому призываю родителей приводить ребенка на консультацию к учителю-дефектологу уже в два-три года, не бояться речевых групп и, если показана коррекция, работать в паре со специалистом.

Ирина Леонидовна подчеркивает, что желательно решить все речевые проблемы до поступления в школу. Почему? Все просто: с годами артикуляционный аппарат формируется, становится не столь подвижным, и изменить его гораздо сложнее. Кроме того, речевые нарушения могут привести к нарушениям чтения и письма. Соответственно, пострадает учеба. Нельзя забывать и об общении: дети с речевыми нарушениями зачастую избегают контактов со сверстниками, закрыты, стеснительны. В подростковом возрасте это может вылиться в конфликты, ссоры, непонимание, как с учителями, одноклассниками, так и с родными. Абсолютно неоправданный риск с учетом того, что учителя-дефектологи сегодня работают буквально в каждом учебном заведении. Такие же услуги оказывает центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Что касается длительности курса коррекции, то здесь, говорит Ирина Леонидовна, все индивидуально: у одних детей уже после второго-третьего занятия заметны положительные сдвиги, у других на достижение результата может уйти год, а то и два-три. Тяжелее всего, когда проблема усугублена нарушениями интеллекта, физиологическими изменениями артикуляционного аппарата.

Но даже в этом случае при упорном желании и терпении родителей и с помощью специалиста реально, если не решить проблему, то хотя бы, как минимум, улучшить состояние речи ребенка, — отмечает Ирина Леонидовна и тут же добавляет: — Развитие мелкой моторики — лучшая профилактика речевых нарушений. Так что, уважаемые мамы и папы, как можно чаще покупайте своим детям пластилин, тесто для лепки, пальчиковые краски, мозаики, пазлы, наборы для творчества. Ребенок не хочет лепить, рисовать, вырезать, клеить? Садитесь рядом, делайте все вместе, увлекайте, заинтересовывайте.

Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)