Леонид Черняков: Мне нравится быть директором-новатором

062

Детство и юность Леонида Чернякова прошли на полях в окрестностях деревни Руденька. Отец – Иосиф Петрович, заведующий отделением «Руденька» совхоза «Калинковичский», отмеченный нагрудным знаком «Отличник сельского хозяйства БССР» и орденом Трудового Красного Знамени, — любил брать младшего сына на работу, показывал, как растет хлеб, как трудятся от зари до зари работники сельхозпредприятия, если нужно – становился с ними плечом к плечу, помогал. За отцом тянулся и Ленька: трудился на зернотоку, бегал в бригаду на прополку-уборку-переборку овощей. Тогда же для себя решил – буду агрономом. Поделился мыслями с отцом, а тот неожиданно огорошил: «Даже не думай, сынок, не твое это. Я ж тебя за собой водил не за тем, чтобы ты мою профессию выбрал: хочу, чтоб землю родную любил, труд на ней уважал».

Углы выводил мастерски

Парень оказался на распутье: кем быть, куда поступать? Определиться с выбором помог директор Горочичской СШ Николай Тишкевич, который за несколько месяцев до выпускного сказал: «Давно наблюдаю за тобой, Леонид. Ученик ты толковый, спокойный, ответственный. Хороший учитель из тебя получится». Он внял мудрому совету и, поддерживаемый родителями, в особенности мамой Софьей Ивановной, поступил в Мозырский педагогический институт на факультет общетехнических дисциплин и физики. В учебе был старателен, хотя не все получалось, на первых курсах даже двойки «проскакивали». Не стремился Леонид и к лидерству, не старался объединить вокруг себя единомышленников, но любил наблюдать, как это получается у других. Зато педагогическая практика, работа в строительных студенческих отрядах – вот был его конек: детей умел увлечь, заинтересовать, а кирпичную кладку клал так мастерски, что ему и только ему доверяли выводить углы зданий.
— Я не из прирожденных лидеров, у которых карьера строится по сценарию «пришел, увидел, победил». Я из тех, кто идет к успеху медленно, но уверенно, и главное для меня не скорость происходящего, не яркая картинка, а качество сделанного и конечный результат, — говорит Леонид Иосифович и тут же добавляет, — Если бы с учительством у меня не получилось, пошел бы в строители.

Отцовское воспитание даром не прошло

При этом мой собеседник скромно умалчивает, что реализовал себя в обеих сферах. Ведь Зеленочскую БШ он возглавил в тот момент, когда строилось новое здание школы. Здесь-то и пригодился стройотрядовский опыт: молодой директор не отсиживался в кабинете, а всегда оказывался там, где требовались рабочие руки, – носил кирпичи, клал кладку, красил… По-другому и быть не могло, ведь он воспитывался родителями на следующих принципах: будь там, где можешь помочь, никакой работы не бойся, своим примером вдохновляй окружающих. И вскоре вокруг деятельного руководителя сформировалась сплоченная команда, готовая в любой момент подставить плечо, поддержать любую идею. Это учителя Евдокия Ермоленко (русский язык и литература), Софья Маршина (белорусский язык и литература), Мария Тимошенко (начальные классы). Позже к ним присоединились Иван Юргевич (трудовое обучение), Виктор Змушко (биология), водитель школьного автобуса Леонид Табулин.
— Многому я, будучи еще молодым специалистом, научился у директора Зеленочской школы Александра Ермоленко и его заместителя по учебно-воспитательной работе Бориса Пилипейко, — рассказывает Леонид Иосифович. – Дельными советами в первые годы директорства помогли заведующий районо Михаил Малащенко, инспектора Надежда Пасловская и Мария Пархоменко, заведующая районным учебно-методическим кабинетом Нина Пашкевич.

Будем учиться и зарабатывать

Он признается: когда его, 26-летнего, назначили директором, даже испугаться не успел – все случилось настолько неожиданно. Да и времени на эмоции, раскачку не было: на носу – учебный 1987-1988 год, а новое здание школы еще не готово принять учеников.
— Тот год мы начали в старом здании, где приходилось учиться в две смены: учеников – более 80, классных комнат — всего пять. Закончили же его в новом, куда въехали 17 февраля 1988-го, — вспоминает Леонид Иосифович. – Въехать-то въехали, но потом долго укомплектовывались мебелью, необходимым оборудованием. Тут как назло случился развал Советского Союза, из-за которого многое, что было обещано для школы, построенной в рамках Чернобыльской программы, мы так и не увидели. Например, те же лабораторные приборы для кабинетов физики и химии. А мне хотелось, чтобы мои ученики получали знания в достойных условиях. Мне говорили: «Иосифович, у тебя и так все отлично», а я в ответ: «Но есть же лучше. Я на лучших равняюсь». Подумал, собрал коллектив и говорю: «Будем учиться и деньги зарабатывать».

Столовую удалось отстоять

Летом 1988-го силами учителей, учеников и техперсонала Зеленочской школы на ее территории были построены овощехранилище и теплица, заложен яблоневый сад. Позже обзавелись трактором со всем навесным и пришкольным участком, размеры которого постепенно увеличивались, в некоторые годы доходили до двух гектаров, на которых выращивали картофель, лук, свеклу, морковь, капусту, помидоры… Собственная овощная продукция позволила удешевить питание учащихся, благодаря чему в их рационе появилось больше мяса и фруктов. Излишки выращенного реализовывались отделу образования – так зарабатывались первые внебюджетные деньги. Но в непростые 90-е где-то на высшем уровне было принято решение: в целях экономии все школьные столовые закрыть. Зеленочских учеников начали кормить в столовой, принадлежащей местному хозяйству. Финансировались обеды по-прежнему из бюджета: сумма была скромная, на нее выходила лишь чашка чая с пряником. Не мог Леонид Иосифович спокойно смотреть на такое питание и отправился к заведующему районо Михаилу Малащенко с просьбой-мольбой: «Разрешите вернуть повара и открыть столовую. Поверьте, своими силами мы детей накормим гораздо разнообразнее, вкуснее и сытнее». Тот, выслушав доводы директора-новатора, – а той порой про Чернякова уже говорили именно так – уступил: «Попробуй». Так столовая Зеленочской школы первая в области вернулась на баланс отдела образования, а уже в середине 90-х сюда стали активно ездить за заимствованием опыта по удешевлению питания учащихся.

Главное – двигаться вперед

Но Леонид Иосифович на лаврах не почивал – некогда: ему хотелось успеть реализовать многочисленные задумки, которые постоянно рождались в голове. Вскоре в школе появилось собственное мини-производство по изготовлению тротуарной плитки, затем – керамическая мастерская и пчелиная пасека. Освоили здесь и изготовление информационных стендов из пластика, выращивали рассаду на продажу, занялись на базе мастерских деревообработкой. В текущем году для лесничеств района учащиеся смастерили 340 скворечников на сумму 1020 рублей. К слову, план по внебюджетной деятельности (а это 1600 рублей в год) коллектив Зеленочской школы выполняет без проблем. И не платными факультативами, дополнительными образовательными услугами, на которых обычно «выезжают» городские учреждения образования, а реализацией овощей, яблок, выращенных на пришкольном огороде, керамических медалей и памятных знаков – их ученики изготавливают под руководством учителя физвоспитания Жанны Черняковой. Последние крупные заказы – 500 медалей для института Белгипрозем, 200 — к юбилею газеты «Калінкавіцкія навіны».
— Не все идеи прижились, но я в том большой беды не вижу. Мне нравится быть директором-новатором, первопроходцем, — с улыбкой говорит Леонид Иосифович. – Главное для меня — иметь возможность развиваться и двигаться вперед, ведь каждая попытка – это опыт, а он не может быть лишь положительным. При этом мой совет руководителю – нельзя оставаться сторонним наблюдателем, необходимо участвовать буквально в любом деле, мероприятии. Я и пою, и трактор вожу. Не за горами – традиционные летние ремонты, конечно, я и здесь во главе нашей дружной команды. Пару лет назад мы первыми в республике и области среди учреждений образования отремонтировали хозспособом крышу и систему отопления.
Шесть раз Зеленочская школа заносилась на районную Доску почета, а в 2013 году ее коллектив получил премию облисполкома (100 млн. рублей) в номинации «Лучший инновационный проект». При подведении итогов учитывались и экономия средств на проведении ремонтных работ, и наличие школьных производств, и эффективная организация занятости учащихся. За премию было приобретено технологическое оборудование в столовую, ноутбук, мультимедийный проектор, входная галерея и многое другое. В общем, совместными усилиями коллектива и учеников небольшое учреждение образования (с 1998 года – Зеленочский сад — БШ, который сегодня посещают 62 ребенка) из года в год преображается, хорошеет.

Нет обучения без принуждения

В 2014-м Леонид Черняков был удостоен нагрудного знака «Отличник образования». О высокой награде в ходе нашей беседы он даже не вспоминает, зато бесконечно долго может рассказывать о своих коллегах и учениках, без которых, уверен, у него бы ничего не получилось. На протяжении долгих лет рядом заместитель директора по основной деятельности Людмила Шелег, учителя Елена Никифорова, Оксана Титова, Наталья Реберт, Виктор Змушко, Иван Юргевич, водитель Леонид Табулин.
— Я всегда мечтал, чтобы в школе ребята не только получали знания, но и приобщались к труду, учились самостоятельности, — говорит Леонид Иосифович. — Раньше такая инициатива исходила от родителей, которые максимально старались загрузить детей домашними делами, т.к. понимали: незанятость – прямой путь к проблемам и правонарушениям. Сегодня эти обязанности взяли на себя учреждения образования. Кому-то они в тягость, мне же, наоборот, – в радость: учеников я люблю, в их компании отдыхаю. Даже уроки, как в молодости, провожу на одном дыхании. Правда, с годами поменял подход: раньше мне казалось, что знания не должны навязываться, нельзя требовать, заставлять, а необходимо подводить учеников к осознанию: всё, что рассказывает учитель, пригодится в будущем. Методика из-за лояльности себя не оправдала, и теперь я убежден: нет обучения без принуждения.
Параллельно директор-новатор активно занимается публицистической деятельностью. Его статьи можно встретить в журнале «Пралеска» и «Настаўніцкай газеце». Много раз он становился участником международных научно-практических конференций, республиканских и областных семинаров, где представлял собственный опыт работы. На базе Зеленочской школы прошло четыре областных семинара.

Учительство – это лишь позитивные эмоции

Нельзя не сказать, что все 30 лет своего директорства Леонид Иосифович совмещает руководящую должность с преподаванием (он – учитель физики), от которого давно мог отказаться. Но такой вариант он даже не рассматривает, утверждая, что наставничество помогает ему найти подход к каждому ученику, поближе познакомиться с родителями.
— Директор – это, в первую очередь, грамотный хозяйственник: «пробить» мебель и оборудование, утрясти вопросы с ремонтом, проблемами на кухне, организовать подвоз. Плюс разбор конфликтных, проблемных ситуаций, — объясняет Леонид Черняков. – Учительство – это другое. Это возможность стать ученикам другом, старшим товарищем, понять, что кому интересно, и эмоции здесь лишь позитивные.
Радует директора-новатора, что многие его ученики выбирают в качестве профессии педагогику, некоторые даже возвращаются и трудятся в родной школе, как, например, заместитель директора по основной деятельности Людмила Шелег, учителя начальных классов Елена Никифорова и Оксана Титова. Одну из Минских школ возглавляет выпускница Зеленочской БШ Татьяна Тихиня, успешно преподает в гимназии Елена Говор.
Удивительно, но родные дети Леонида Иосифовича не связали свою жизнь с учительством: сын Александр работает в строительной сфере, дочь Татьяна – инженер-землеустроитель. Зато все годы рядом любимая жена Жанна Александровна. На вопрос, хорошо это или плохо, когда супруги трудятся в одном коллективе, отвечает: «Для меня, однозначно, только плюс: рядом родной человек, который всегда поймет, словом добрым поддержит. Но супруга, думаю, считает иначе, ведь спрос с нее двойной: что простил бы любому другому учителю, ей с рук не сойдет».
В конце нашей беседы мы заговариваем о планах, идеях, проектах. Леонид Иосифович признается, что суеверен, а потому пока не начал воплощать задуманное, никому о нем не рассказывает. Ну что ж, имеет право, остается лишь пожелать ему успехов во всех начинаниях.
Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото предоставлено Леонидом Черняковым.062

Один комментарий для “Леонид Черняков: Мне нравится быть директором-новатором

  • 19.05.2017 в 21:31
    Permalink

    Замечательный руководитель и человек.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)