В школу с пяти лет: стоит ли спешить?

первоклашка

На портале Министерства образования в рубрике «В центре внимания» для широкого обсуждения размещен проект Кодекса об образовании, который до июня планируется внести в Палату представителей. Среди самых обсуждаемых изменений — возможность стать первоклассником в пять лет. Напомним: на данный момент в 1-й класс принимают детей, которым исполняется 6 или больше лет до 30 сентября. Чтобы в школу взяли ребенка, которому 6 лет исполняется позже 30 сентября, родителям необходимо обратиться в Министерство образования с просьбой рассмотреть их исключительный случай. Планируемые поправки в кодекс отменяют необходимость обращения в ведомство – достаточно заявления на имя администрации учреждения образовании, в которое поступает ребенок, т.е. данный вопрос будет решаться на местах.

Поскольку это пока только предложение, мы спросили у медиков, педагогов и психологов, как понять, что ребенок готов к поступлению в школу, и стоит ли вообще спешить?

Важно найти «золотую» середину

— Есть такое понятие, как физиологическая готовность ребенка к школе. В последнее время, увы, часто наблюдается несовпадение паспортного и биологического возраста ребенка: получается, что в 5-6 он физически соответствует своим годам, а вот физиологически, по уровню зрелости нервной системы и мозга отстает на 0,5-1,5 года, — говорит заведующая детской поликлиникой Ирина АКУЛЕНКО. — Хотим мы этого или нет, но каждое наше действие зависит от состояния нервной системы и развития мозга, а от них соответственно – обучаемость. И никакие уговоры или требования взрослых не смогут заставить работать мозг полноценно, если он еще не дорос.
Как не удивительно, но наши предки знали об этом без психологов и неврологов, а биологический возраст определяли по окончанию замены молочных зубов, которое свидетельствовало, что ребенок «вошел в разум», либо по филиппинскому тесту. Провести его просто: попросите ребенка поднять руку вверх и через макушку достать правой рукой левое ухо. Не достал? Значит, физиологически мозг еще не готов к школьному обучению. Достал? Прекрасно, можете поступать в школу.

Я ничего не имею против раннего развития, но всегда выступаю за «золотую» середину. Да, встречаются дети-гении, которые едва ли не с пеленок читают и разговаривают на иностранных языках, интересуются вся и всем. Может, и нет смысла их держать в детском саду до 6-7 лет? В моей практике был один положительный пример: знакомые, посоветовавшись с педагогами и медиками и получив разрешение Министерства образования, отдали дочь в школу в пять лет. Девочка успевала в учебе, занималась спортом, легко поступила в престижный ВУЗ, сегодня имеет достойную работу… Но таких детей — единицы.

В большинстве же случаев реальность такова: в погоне за знаниями, хорошими отметками родители порой совершенно забывают о здоровье своего малыша, который с утра до вечера занимается то уроками, то углубленным изучением иностранного языка, а то часами просиживает у компьютера. Нехватка двигательной активности ведет к проблемам со здоровьем: это и нарушение осанки, и падение зрения, и болезни опорно-двигательного аппарата… И если плохую отметку можно исправить, недостаток знаний – восполнить, то проблемы со здоровьем решить бывает очень сложно. А их у нынешних детей хватает. Дабы не быть голословной, приведу следующие цифры. По результатам диспансеризации детское население района распределено по группам здоровья следующим образом: І – 29%, ІІ – 56,7%, ІІІ – 12,2%, IV – 1,7%. По мере взросления, к сожалению, уменьшается количество здоровых детей и многие из них переходят во вторую или третью группу здоровья. В первую очередь это связано с нарушением режима дня, малой физической активностью, неправильным питанием, недостаточным нахождением на свежем воздухе. Поэтому я призываю мам и пап: усаживая своего ребенка за парту, не забывайте о столь необходимом его организму движении, грамотно сочетайте умственную нагрузку с физической. Это может быть секция по борьбе, танцевальный кружок, плавание, велоспорт, каждодневные домашние занятия физкультурой… Неважно что, главное — регулярность и постоянство.

В пять лет нужно играть, а не учиться

 — Многие родители рассуждают так: ребенок умеет читать-писать, хорошо считает, значит, ему пора в школу. Но это заблуждение – поверьте моему 20-летнему опыту работы, здесь важны другие критерии, — рассказывает учитель начальных классов гимназии Елена ГОВОР. — Например, та же мотивационная готовность – наличие желания учиться, получать знания, а не просто ходить в школу, потому что так хотят родители или потому что у меня будет портфель. Волевая готовность – умение действовать по образцу. Коммуникативная – умение общаться со сверстниками, учителями, речевая – умение задавать вопросы и отвечать на них, и, конечно же, физиологическая готовность, о которой вам лучше расскажут медики.

Усидчивость – отдельный вопрос. Далеко не каждый шести-семилетка способен спокойно высидеть 35 минут, а про пятилеток я и вовсе молчу: ребенок в таком возрасте должен как можно больше играть, лучше – в подвижные игры, и если учиться, то тоже через игру. В классе, где 26-28 учеников, непросто провести урок-игру, хотя учителя стараются, пробуют. Но опять-таки: учеников очень много, каждый — со своим характером, поэтому не всегда и не всех получается вовлечь в учебный процесс.

Несколько слов хочется сказать и о самостоятельности: увы, многие дети сегодня не умеют элементарного – завязывать шнурки, застегивать пуговицы, содержать в порядке рабочее место, переодеваться на физкультуру. А это – один из важнейших критериев готовности к школе, поэтому, уважаемые родители, перед поступлением в первый класс уделите данному вопросу пристальное внимание. 

Еще нюанс, на котором хочется остановиться: если изменения примут, то в одном классе могут оказаться и пятилетний, и семилетний ребенок. Сочетать физические и интеллектуальные возможности детей с такой возрастной разницей очень сложно, ведь у них изначально разный стартовый потенциал: пятилетки хотят играть, двигаться, для них 35 минут урока – что-то нереальное, семилетки же обычно потише, поспокойнее, лучше концентрируются, легче привыкают к распорядку.

При этом мальчики от раннего школьного перегруза страдают больше, чем девочки.

У девочек есть особенность – их психология может опережать физиологию. Из практики: в пятый класс выпустила немало учеников и раз за разом наблюдаю одну и ту же картину – девочки в 10-11 лет – самостоятельные, уверенные, взрослые, мальчики же – горькие дети.

Подытожу: между понятиями развитый ребенок и ученик, готовый к школе, ни в коем случае нельзя ставить знак равенства. Гений в глазах родственников легко может оказаться в рядах отстающих, а тот, кто на первое сентября не знал ни одной буквы, — среди отличников. Из-за чего так происходит? Из-за того что многим современным мамам и папам, бабушкам и дедушкам приятно думать, их ребенок-внук одарен, они его всестороннее развивают-обучают, забывая порой про желания ребенка. А ведь хорошо учатся обычно те дети, которых учебный процесс интересует, которым познание нового доставляет удовольствие. Но в любом случае со школой я советую не спешить: лучше потратить лишний год на подвижные игры, обучение самостоятельности и развитие моторики, от которой напрямую зависит интеллект, способность усваивать учебный материал.

Степень готовности к школе определяется индивидуально

— Родители часто обращаются ко мне с вопросом: «Во сколько лет ребенка следует отдавать в школу?» В детской психологии существует такое понятие, как «возрастная норма». Это средний возраст, в котором происходит достижение конкретных результатов. Предполагается, что к 6,5-7 годам большинство детей физически и психологически способны обучаться в школе. Но возрастные нормы не учитывают индивидуальностей. Поэтому говорить о том, что все без исключения готовы к школе в 7 лет, а в 6 – не готовы, нельзя. Все дети разные, и степень готовности каждого определяется индивидуально, — поясняет психолог Калинковичской ЦРБ Татьяна ВДОВИЧЕНКО. – Здесь важно – быть наблюдательным, понимающим родителем и не стремиться с помощью ребенка реализовать свои амбиции. А то нередко приходится слышать: «Нам только четыре, но мы уже пишем-читаем-считаем. А вы? Нет? Что ж тянете: пора-пора…Неусидчив? Это вы усадить не пробовали, не все ж время бегать и прыгать»… Так и хочется спросить: «Почему пора? Кто решил, что раннее развитие – лишь благо? И, в конце концов, детство ведь на то и дано, чтобы бегать, прыгать, играть».

Любящие родители не ставят перед ребенком непосильных задач, для них главное, чтобы все то, чем он занимается, приносило ему радость, расширяло кругозор, поднимало настроение. Так и со школой: не нужно идти на поводу у окружающих, прислушиваться к чужому мнению, есть ваш ребенок и вы – все, точка! А на вопрос: «Вам уже шесть? Почему тогда не в школе?», отвечайте коротко: «Продлеваем детство». В обсуждения-объяснения не вступайте – амбициозному родителю все равно ничего не докажете, а вот себе настроение рискуете испортить.

Что касается школы с пяти лет, на мой взгляд, – это тот вопрос, в котором лучше опоздать, чем поспешить. Да, есть одаренные, любознательные дети, которые легко усваивают учебный материал, в развитии они обычно опережают сверстников. Это одна сторона медали. Другая – рано поступив в школу, в классе пятом-шестом дети зачастую теряют интерес к учебе («не наигрались в песочницы и куклы» — так говорят психологи), либо при хорошей учебе не могут наладить контакт с одноклассниками: в подростковом возрасте это может вылиться в проблему. Но я ни в коем случае не хочу навязать свое мнение, а посему повторюсь: важен индивидуальный подход.

Мнения собирала Татьяна ЗУБЕЦ.

 

2 комментариев для “В школу с пяти лет: стоит ли спешить?

  • 22.04.2017 в 17:51
    Permalink

    Однозначно — не спешить и не разрешать этого делать современным родителям, многим из которых кажется, что растят вундеркиндов. а растят они просто детей без детства. дайте детям нагуляться.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.