Меры повышения эффективности экономики беларуси определены

000019_340767_big

Президент Беларуси Александр Лукашенко, как сообщает его пресс-служба, 23 февраля подписал Указ №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь».

«В современных условиях внешнеэкономических процессов и их отрицательного влияния на национальную экономику необходимы своевременные меры по обеспечению экономической безопасности, социальной стабильности и формированию дополнительных условий для возобновления устойчивого экономического роста. Реализация на практике внутренних резервов развития требует инициативной и эффективной работы руководителей предприятий, принятия вертикалью власти решительных и системных мер», — отмечается в документе.

При этом подчеркивается, что главным приоритетом социально-экономической политики Беларуси является человек, поддержка семьи, детей и стариков. За годы независимости страны сформировано государство для народа. Развивается образование, здравоохранение, инфраструктура, укрепляется национальная безопасность. Однако нарастание негативных явлений в мировой экономике, сокращение спроса на традиционных экспортных рынках, резкое падение цен на нефть и сырьевые товары, геополитическая нестабильность привели к ухудшению условий внешней торговли.

Отдельным блоком в документе содержатся поручения в отношении реализации мер по повышению эффективности функционирования экономики.

Совет Министров должен принять дополнительные меры для обеспечения:

— прибыльной работы государственных предприятий при надлежащем качестве управления их активами и снижении себестоимости продукции не менее чем на 25%;

— повышения платежной дисциплины во взаиморасчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

— развития добросовестной конкуренции на внутреннем рынке;

— роста и диверсификации экспорта;

— рационального импортозамещения;

— ускоренного развития малого и среднего бизнеса и вовлечения его в экспортную деятельность и импортозамещение;

— привлечения иностранного капитала в развитие и создание производств;

— экономии ресурсов организациями всех форм собственности и повышения качества производимой продукции (работ, услуг);

— совместно с Национальным банком поступательного снижения ставок по кредитам в экономике.

Необходимо также выработать предложения по:

— приватизации (отчуждению) объектов государственной собственности на принципах прозрачности, оперативности и эффективности;

— применению упрощенных процедур финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций.
Правительство вместе с местными властями должны:

— обеспечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств на 50 тыс. человек;

— реализовать импортозамещающие проекты с достижением объема выручки от реализации продукции не менее 600 млн. долл. США ежегодно в промышленном производстве и сфере услуг за счет внебюджетных источников;

— обеспечить в течение 2016 года сокращение просроченной внешней дебиторской задолженности на сумму не менее 100 млн. долл.;

— обеспечить надлежащую защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, повысив эффективность системы антимонопольного регулирования в Беларуси;

— активизировать инвестиционную деятельность, обеспечить широкий и упрощенный доступ к кредитным линиям Китайской Народной Республики, выделяемым на реализацию инвестиционных проектов, установив отраслевые приоритеты их использования. Активно привлекать прямые иностранные инвестиции;

— обеспечить в 2016 году снижение затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, и своевременное принятие решений по достижению уровня их возмещения тарифами для населения в размере 50% по всему комплексу названных услуг. Дополнительные доходы по системе Министерства энергетики от снижения объемов перекрестного субсидирования поручено направить на снижение тарифов на энергоресурсы для промышленных потребителей.

Активное внедрение отечественных технологий

Совету Министров и Национальной академии наук поручено обеспечить активное внедрение отечественных технологий в фармацевтику, агропромышленный комплекс, биотехнологическое производство, отрасли новых материалов и иные сектора высших технологических укладов.

Раскрепощение деловой инициативы

Руководителям государственных органов поручено обеспечить оперативное и всестороннее рассмотрение предложений предпринимателей по развитию производств и созданию рабочих мест, оказывать им всемерное содействие. Госорганы также должны организовать разъяснительную работу с населением для популяризации предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы граждан.

Персональная ответственность

На председателей районных (городских) исполкомов возложена персональная ответственность за обеспечение эффективной деятельности убыточных сельскохозяйственных организаций.

Они также уполномочены принимать в порядке, утверждаемом Президентом Беларуси, оперативные решения по передаче в доверительное управление предприятий как имущественных комплексов устойчиво неплатежеспособных коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий, в том числе с правом последующего приобретения таких имущественных комплексов доверительным управляющим, надлежаще выполнившим условия договора доверительного управления, а также по изъятию и предоставлению используемых такими предприятиями земельных участков (при сохранении целевого назначения сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда) доверительным управляющим и (или) эффективно работающим субъектам хозяйствования (инвесторам) в установленном порядке.

Финансовая поддержка и кредиты

Документом устанавливается, что основным критерием для оказания государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования является реализация ими по государственным программам инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости.

Часть процентов по кредитам, выдаваемым банками-нерезидентами кредитополучателям-нерезидентам для приобретения белорусских товаров (в том числе по лизинговым схемам), будет компенсироваться Республикой Беларусь в 2016-2017 годах за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на соответствующие цели.

Предусмотрено, что начальная стоимость продажи предприятий как имущественных комплексов, акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящихся в республиканской и коммунальной собственности, определяется по рыночной стоимости в порядке, устанавливаемом Советом Министров.

Правительство также определяет порядок предоставления Банком развития Беларуси экспортных кредитов организациям, не являющимся резидентами.

Безубыточная работа — требование к предприятиям

От предприятий будут требовать не наполнения бюджета, а стабильной и безубыточной работы.

В частности, правительству Беларуси поручено в течение 2016 года обеспечить пересмотр показателей эффективности работы фискальных органов в части смещения акцентов с текущего наполнения бюджета субъектами хозяйствования на стратегическое обеспечение их стабильной и безубыточной работы. Правительство также должно произвести в течение нынешнего года корректировку обязательных к применению технических нормативных правовых актов, предусмотрев исключение из них требований и обязанностей, непосредственно не связанных с безопасностью продукции (работ, услуг).

Государственную адресную социальную поддержку граждан планируется усилить

Совету Министров Беларуси для обеспечения социальной защиты населения, дополнительной поддержки малообеспеченных, включая лиц пенсионного возраста, и иных социально уязвимых категорий граждан поручено внести ряд предложений.

Это, в частности, касается увеличения с 1 марта 2016 года бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения; усиления с этой же даты механизмов государственной адресной социальной поддержки граждан, в том числе путем пересмотра размеров выплат социального характера.

Предполагается также внедрить с 1 октября 2016 года безналичные жилищные субсидии для частичной оплаты основных жилищно-коммунальных услуг.

Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено сформировать в 2016 году резервы в республиканском бюджете в размере до 8 трлн. руб. для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям населения, в местных бюджетах — до 2,8 трлн. руб. для финансирования расходов на предоставление безналичных жилищных субсидий за счет экономии в результате снижения бюджетного субсидирования жилищно-коммунальных услуг.

Советам депутатов областного и базового территориальных уровней предложено рассмотреть возможность оказания за счет соответствующих местных бюджетов дополнительной социальной поддержки детям, молодежи, ветеранам, инвалидам, пожилым людям, а также иным категориям граждан, нуждающимся в помощи.

Запланированы сокращение функций госорганов и мнимизация надзорных проверок

Президент ожидает предложений по сокращению излишних и дублирующих функций органов государственного управления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов, а также по минимизации надзорных проверок, сокращению надзорных органов, оснований для проведения таких проверок и повышению роли прокуратуры в обеспечении законности.

Кроме того, до 1 июня должны быть представлены предложения по совершенствованию системы подбора и расстановки кадров, их обучения и переподготовки (в том числе за рубежом), повышения мотивации на достижение результатов социально-экономического развития.

Должны быть также внесены предложения по совершенствованию порядка и условий назначения (освобождения от занимаемой должности) руководителей государственных организаций, а также организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) принадлежит государству.

Определены критерии эффективности работы правительства и руководителей

Эффективность работы премьер-министра и его первого заместителя будет оцениваться по результатам обеспечения макроэкономической стабильности и эффективного управления валютным долгом правительства, заместителей премьер-министра и министра иностранных дел — по росту и диверсификации экспорта.

Оценка эффективности работы председателя правления Национального банка будет даваться по результатам обеспечения финансовой стабильности в стране, сокращения валютных обязательств Нацбанка, наращивания международных резервных активов Беларуси. Критериями, по которым будет оцениваться эффективность работы руководителей республиканских органов государственного управления, являются объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в отрасль и рациональное импортозамещение.

Эффективность работы председателей областных, Минского городского исполкомов будет оцениваться по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в регион, рациональному импортозамещению, росту и диверсификации экспорта, созданию новых рабочих мест, работа председателей районных (городских) исполкомов — по числу созданных новых рабочих мест, а работа руководителей государственных предприятий — по показателю чистой прибыли и сокращению себестоимости производимых товаров (работ, услуг).

Определены направления сокращения расходов консолидированного бюджета в 2016 году

В их числе расходы на непервоочередные капитальные вложения (приобретение оборудования и других основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт).

Планируется сократить расходы на содержание органов государственного управления, местного управления и самоуправления за счет оптимизации функций и численности государственных органов всех уровней. Предусмотрено, что средства от этой оптимизации направляются на повышение заработной платы государственных служащих.

Будут также уменьшены расходы на возмещение (компенсацию) процентов по кредитам в белорусских рублях, выданным либо выдаваемым по государственным программам и мероприятиям (за исключением кредитов на жилищное строительство). В этих целях предусмотрено увеличить ставки по кредитным договорам на 2 процентных пункта с одновременным уменьшением в таком же размере ставки возмещения (компенсации) за счет средств республиканского и местных бюджетов процентов по этим кредитам.

Под сокращение также попадут расходы на дотации, передаваемые из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и в бюджет г.Минска.

Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому также поручено принять исчерпывающие меры по минимизации негативных последствий, обусловленных ростом цен на потребительские товары в результате применения мер бюджетной консолидации. При этом прирост индекса потребительских цен от указанных мер не должен превышать 3,7%.

Необходимо также реализовать компенсирующие меры налоговой политики, направленные на восстановление доходов бюджета и снижение их зависимости от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары.

Руководителям республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных правительству, председателям облисполкомов и Минского горисполкома поручено обеспечить первоочередное снижение затрат на закупку импортного сырья (материалов, комплектующих), сокращение расходов на содержание административно-управленческого аппарата, отказ от долгосрочных капитальных вложений в непроизводственную сферу (в том числе за счет валютных источников).

Please follow and like us:

2 комментариев для “Меры повышения эффективности экономики беларуси определены

  • 29.02.2016 в 21:55
    Permalink

    Напоминает тезисы очередного съезда ЦК КПСС. Все слова правильные, но воз и ныне там, а относительно мировой промышленности даже откатился назад.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.