Мог стать первоклассным инженером

Мой свекор Виктор Халецкий родился в 1913 году в д. Борщовка Уваровичского района в семье фельдшера.

1921 году Гавриила Халецкого перевели на работу в Калинковичи, и он перевез сюда свою семью. По улице Бунтарской, 3 они получили участок и построили дом. Через год Виктор сел за парту в железнодорожной семилетке. Потом он окончил еще два класса и пошел работать в дистанцию пути. На железной дороге он и трудился до начала Великой Отечественной войны.

У Виктора Халецкого был технический склад ума. Думаю, не будет преувеличением, если скажу, что он буквально бредил всевозможными техническими новинками и сам пытался изобретать. Если бы он получил высшее техническое образование, то стал бы первоклассным инженером. По меньшей мере. Но все перечеркнула война.

На фронт Виктор Халецкий ушел 23 июня 1941 года. Его направили в автотранспортную роту 267 батальона аэродромного обеспечения 71-го РАБ. Когда командир представил его к первой награде – медали «За боевые заслуги», то в наградном листе написал: «За время прохождения службы в батальоне показал исключительные образцы в работе. Весь автотранспорт ремонтировался им во всякое время суток, благодаря чему при выполнении заданий командования по строительству аэродромов транспорт работал с полной нагрузкой, не имея простоя из-за неисправности. Во время работы на аэродромах Стальной Конь, Орел гражданский и военный в августе 1943 года, не считаясь со временем, кроме своей специальной работы, положил много труда по заделке воронок и приведения поля в рабочее состояние. Тов. Халецкий внес также ряд изобретений, кои применил при ремонте автотранспорта, а именно: промвалик заменил сочленением спайзеров из трофейных машин, угольчатый подшипник ролика сектора руля заменил чугунной втулкой, скрейление траверзов рамки осуществил болтами вместо заклепок. Обучил вождению автомашин 5 бойцов. За свою самоотверженную боевую работу по обеспечению автотракторного парка для содержания аэродромов в рабочем состоянии достоин правительственной награды».

За время Великой Отечественной войны Виктор Халецкий успел побывать на Западном, Юго-Западном, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. Он – участник обороны Москвы, за что был награжден медалью. Представляя в марте 1945 года сержанта Халецкого к ордену Красной Звезды, командир 267 батальона аэродромного обслуживания полковник Воробьев писал в наградном листе: «Работая автомехаником, содержит машины в исправном состоянии. За декабрь 1944 года автотракторным взводом перевезено грузов 360 тонн по строительству аэродромов. Взвод имеет автопробег 2400 км и экономию горючего 150 кг. Малейшие неисправности и дефекты незамедлительно устраняет. Проводит беседы с молодыми водителями, передает свой теоретический и практический опыт. По своей инициативе подготовил 6 водителей.

Во время круглосуточной боевой работы на аэродроме большая перегруженность автотранспорта, и каждая неисправная машина отражается на ход работы. Ощущая нехватку запасных частей, Халецкий внес ряд ценных предложений замены деталей. 1. Сделал приспособление для сочленения карданных сочленений из разбитых немецких машин для машин ГАЗ АА. 2. Из-за невозможности клепки траверсов и кронштейнов з/ф в условиях нашей работы предложил ставить траверсы и краны на болтах. 3. Резьба гайки сальника водяного насоса из-за окисления быстро выходит из строя, и Халецкий к негодной гайке ставил пружину, которая давит гайку и сжимает пружину. 4. Раздувание поршней ГАЗ при помощи сочленения в нагретом состоянии с целью увеличения размера. 5. Для тормозов сделал приводной ремень из верблюжьей шерсти. 6. Приспособил шкворень ЗИС-ФОРД для машины ГАЗ АА.

В применении последних предложений получена большая польза при сохранении автотранспорта. С 1942 года по настоящее время, собирая детали поломанных машин, собрал целую автомашину. Под его руководством был собран и пущен в ход трофейный трактор ЧТЗ-65 и переделан под работу на керосине. Партии Ленина-Сталина и Социалистической Родины предан. За образцовую работу и рационализаторские предложения достоин правительственной награды».

В сентябре 1945 года Виктора Халецкого демобилизовали. Вернулся он в Калинковичи, пошел на прежнюю работу в дистанцию пути, где неизменно был рационализатором. Женился. Его избранницей стала Мария Лаврентьевна, с которой дружили еще до войны. Она работала главным бухгалтером железнодорожного детсада. Построили свой дом. Родили и воспитали двоих детей – дочь Наталью и сына Сергея. Дети выросли, получили образование. Дочь работала учителем музыки в Гомеле, сын трудился в дистанции пути.

Вот уже более 15 лет, как он ушел из жизни. Ушли и его дети. Сегодня уже трое внуков и 5 правнуков живут под мирным небом после Победы, свою лепту в которую внес их дед и прадед Виктор Халецкий.

Нэлла Халецкая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.