Северины и Супруны были отважными воинами

В свое время, когда еще были живы и дед, и отец, когда почти все мужчины в моей родной деревне Малые Автюки старше 45 лет были участниками Великой Отечественной войны, я нечасто приставал к ним с расспросами о фронтовом житье-бытье, о жестоких боях, каждый из которых мог оказаться последним в их жизни. И не потому, что меня это не интересовало. Просто никто из них, истинных защитников своей Родины, не любил вспоминать тот кошмар, который и врагу не пожелаешь пережить.

Потом была учеба вдали от дома, армейская служба, работа, семейные заботы. И когда я, казалось бы, созрел для серьезных разговоров, оказалось поздно. Сначала не стало деда, Дмитрия Григорьевича Северина, а 16 лет назад ушел из жизни и Петр Петрович Супрун – мой отец. И все же необходимо вспомнить и рассказать хотя бы то, что сохранила память и архивные документы. Не мне это нужно, не моему поколению и не детям войны. Это надо молодым – тем, кто не имел возможности непосредственно общаться с настоящими фронтовиками…

С детства я знал, что Дмитрий Северин, мой дед, воевал еще в первую мировую войну. К сожалению, в советские времена об этом не принято было вспоминать. Мол, защищали царскую власть. Разве это героизм? Вот и потеряли мы связующую нить, вот и восстанавливаем теперь по крупицам то, что еще можно восстановить. Для меня же было настоящим открытием, что в архивных наградных листах на деда как участника Великой Отечественной нашел подтверждение его геройского прошлого. 21-летним молодым человеком он был призван в царскую армию и два года, с 1915 по 1917, усердно бил немцев на империалистической войне. А в 1917-м бил тех же немцев и белополяков уже в Красной Армии. Четыре года бил, пока не закончилась Гражданская война. Так что в общей сложности шесть лет воевал – за родную землю, за мать и отца, за жену, за будущих детей и внуков.

Когда вернулся с войны, обустроился, завел хозяйство. Между войнами женился, взял в жены Ольгу Миновну Веко, родил с ней двоих сыновей и трех дочерей, работал в колхозе. А когда оккупант снова ступил на родную землю, добровольцем ушел на фронт. И еще четыре года честно и добросовестно тянул фронтовую лямку. Было ему тогда 47 лет. По сравнению с призванными – дед. Зачислили Дмитрия Северина рядовым стрелком 661-го полка 200-й стрелковой дивизии. Уже через три недели получил первое ранение. Всего же за войну Дмитрий Григорьевич был ранен шесть раз.

Северин Михаил Дмитриевич

Северин Михаил Дмитриевич

Представляя его к ордену Славы 3-й степени, командир полка Пуляев писал: «Красноармеец Северин в бою с немецкими захватчиками 31.07.1944 г. проявил мужество и отвагу, огнем своей винтовки уничтожил пять немцев, будучи раненым, после перевязки вернулся в строй и продолжал истреблять захватчиков».

Воевал Дмитрий Северин на Ленинградском и 2-м Прибалтийском фронтах, после полученных ранений был санитаром-носильщиком сортировочного эвакогоспиталя № 3715. Представляя его к ордену Красной Звезды, начальник госпиталя подполковник Кухтиков перечислил не только подвиги деда, но и полученные ранения: «Будучи стрелком 200 СД 159 СП, при штурме станции Пустошкино Калининской области получил пулевое ранение в ногу 12.2.44 г. Будучи стрелком 200 СД 148 СП, при наступлении в районе г. Рига и прорыве обороны противника, снова получил пулевое ранение в ногу. Будучи стрелком 206 СД, 20.10.44 г. при прорыве обороны противника у г. Рига был в третий раз ранен осколком в руку. Орден Славы был вручен тов. Северину за боевые подвиги, проявленные в бою 1 августа 44 г., когда он подорвал немецкий танк. Работая санитаром-носильщиком СЭГ-3715 с декабря 1944 г., добросовестно относится к своим обязанностям».

До конца честно исполнив свой воинский долг защитника, Дмитрий Северин вернулся в родную деревню, работал в совхозе, вырастил и женил детей, дождался внуков. Лишь одну невосполнимую потерю переживал и оплакивал он до конца своих дней – сына Михаила. После освобождения Малых Автюков моя бабушка получила извещение о том, что командир орудия 3-го гвардейского мотострелкового батальона 15-й гвардейской механизированной бригады гвардии ст.сержант Михаил Северин пропал без вести. Он погиб на 611-й день войны, во время проведения Ростовской операции. В результате упорных кровопролитных боев войска Южного фронта продвинулись тогда на глубину 300—450 км, освободили большую часть Ростовской области, нанесли существенное поражение группе армий «Дон» и частям 1-й танковой армии группы армий «А», но свою главную задачу – отрезать пути отхода противника с Северного Кавказа – так и не смогли. 15-я гвардейская мехбригада дралась отчаянно, о чем говорят потери – более 50 % личного состава, а также то, что в списке потерь большинство погибших указаны как пропавшие без вести.

Супрун Петр Петрович

Супрун Петр Петрович

В 1941 году на фронт ушел и 19-летний Петр Супрун, мой отец. До войны он успел окончить лишь семь классов Малоавтюковской школы и работал бухгалтером на торфозаводе «КИМ». Попал он в город Елец Орловской области, где формировался 282-й запасной полк. Два месяца курсов связистов, звание сержанта и отправка на фронт в должности командира взвода связи артдивизиона 122-го гаубичного полка.

Воевал на Юго-Западном фронте, в 1942-м попал под Ржев. В упорных кровопролитных боях Петр Супрун отличился и был представлен к ордену Красной Звезды. Вот что писали командиры в представлении к ордену: «Работая помощником командира взвода связи, тов. Супрун проявил бесстрашие и мужество. 6.7.42 г. в бою за сильно укрепленный рубеж под д. Аннино тов. Супрун, увлекая за собой бойцов своего взвода, под сильным ружейно-пулеметным и минометным огнем, проложил линию связи к НП, тем самым дал возможность открыть меткий артиллерийский огонь и подавить огневую систему противника. 4.8.42 г. на участке Почурино-Носово тов. Супрун через сильно пересеченную местность, простреливаемую ружейно-пулеметным огнем, рискуя жизнью, на протяжении 4 км проложил связь с НП пехоты за 30 минут, чем способствовал быстрейшему продвижению нашей пехоты вперед. За бесстрашие и мужество, точное выполнение боевых заданий тов. Супрун достоин правительственной награды ордена Красной Звезды». Правда, вместо ордена на груди отца появилась медаль «За отвагу», что было не менее значимо и почетно.

В том же году Петра Супруна отправили на учебу в артиллерийское училище. Но долго учиться не довелось. В связи с тяжелым положением под Сталинградом из курсантов училища сформировали артполк и отправили в город Калач Воронежского фронта. Отец был назначен помощником командира взвода связи полка. Правда, участвовать в боях за Сталинград не пришлось – к тому времени город был освобожден. Зато освобождал Харьков, Запорожье, штурмовал Одессу, получил медаль «За освобождение Одессы». А медалью «За боевые заслуги» был награжден за то, что в боях южнее Изюма организовал бесперебойную связь на своем участке и сам лично, рискуя жизнью, на своем участке устранил 6 порывов на линии.

К тому времени отец был командиром отделения связи взвода управления 127-го пушечно-артиллерийского полка 30-й пушечно-артиллерийской Нижне-днепровской бригады на 3-м Украинском фронте. Он вступил в партию и бился, как подобало настоящему коммунисту, о чем говорит упоминание о тяжелом ранении, полученном в боях, в наградном листе на орден Красной Звезды: «Беззаветной работой и личными подвигами воспитал в своем отделении замечательных связистов, среди которых двое награждены орденами, остальные – медалями СССР. Сам тов. Супрун был тяжело ранен, но как истинный патриот части после излечения вернулся в полк. В боях за овладение городом Секешфехервар 21-23.12.44 г., успешно прокладывая линии связи, лично находясь на самых опасных участках, под ураганным ружейно-пулеметным обстрелом устранил 28 порывов на линии, чем предоставил возможность вести огонь по контратакующим пехоте и танкам противника. За доблесть и мужество представляю тов. Супруна к награде – ордену Красной Звезды». Вручен же был орден Славы ІІІ степени.

Отец участвовал в освобождении Бухареста и Белграда, Будапешта, Софии и Вены. В Австрии он и встретил Великую Победу.

Северин Дмитрий Григоревич

Северин Дмитрий Григоревич

Домой Петр Супрун вернулся лишь в декабре 1946 году. Вскоре женился на Евгении Дмитриевне Северин. Через год родилась моя сестра Валя, еще через четыре года на свет появился я, а в 1959-м – мой брат Сергей. Сначала отец, как и до вой-ны, работал бухгалтером торфозавода, потом был секретарем местного сельсовета, одно время даже был председателем Малоавтюковского сельпо, потом ревизором райпотребсоюза. А последние годы перед выходом на пенсию и на пенсии – учетчиком-лаборантом завода сенной муки совхоза «Голевичи». Долго возглавлял партийную организацию производственного участка «Малые Автюки», партгруппу завода сенной муки.

Он ушел из жизни в 77 лет, 15 августа 1999 года. Ровно через год за ним ушла и его жена Евгения Дмитриевна, моя мама. Сегодня у него 7 внуков и 2 правнука, и это им, потомкам, мы обязаны передать правду о той страшной войне и той роли, которую сыграли в ней простые солдаты, наши отцы и деды – истинные кузнецы Победы.

Михаил Супрун, г. Гомель

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.