Кто ваши предки, господа Колоски?

Феномен автюков давно стал предметом исследования со стороны науки. Первыми к исследованиям еще в прошлом столетии приступили этнографы и лингвисты. Вот что, например, в своей книге «Поездки по Полесью 1911 и 1912 гг.», вышедшей в Вильно в 1914 г., об автюках написал белорусский этнограф, фольклорист и археолог Иссак Сербов: «Больше всего задержали меня «автюки», населяющие два соседних селения, Большие и Малые Автютевичи, или просто Автюки. Резко выделяясь своей наружностью и говором среди окружающего населения, они представляют чрезвычайно интересный этнографический тип. Автюк, прежде всего, южанин, брюнет, среднего роста и красивого телосложения. Говорит он скороговоркой с южно – русским акцентом, совершенно произвольно сокращая слова. В живой, например, речи можно слышать такие выражения: «Хоила моя день, або два, да и ничего не выхоила». – «Мо бутца трэа? – «Озьмитека е на ба плечи…». То же самое замечается в изменении гласных звуков. Так, например, гласный «у» переходит в «ы»: хамыт, стрына, мыха и т. д. Кроме того, в говоре автюков хорошо сохранились формы и обороты речи русского праязыка. Например, слышатся такие выражения: «Мати дос табе седети, будемо обедати! – «Хто знать — ме про стары город…» — «Иттиму две версты пеша…». Десятки экспедиций в Большие и Малые Автюки в прошлом столетии позволили собрать богатейший материал по фольклору и лексике.

Часть этих материалов нашла свое воплощение в научных трудах ученых Института языкознания АН БССР. Например, в 1959 году была опубликована работа А. А. Кривицкого “Фанетычныя асаблівасці адной з гаворак поўдня Беларусі” (Працы Інстытута мовазнаўства АН БССР, вып. VI. Мінск, 1959). В 1975 году в издательстве “Навука і тэхніка” в Минске вышла книга Института языкознания АН БССР “З народнага слоўніка” под редакцией А. А. Кривицкаго и Ю. Ф. Мацкевича, в которой опубликована статья Е. Ф. Дубровской “Прыслоўі ў гаворцы вёскі Вялікія Аўцюкі”. Автор статьи пишет: «Разговорная речь деревни Великие Автюки имеет черты восточнополесских наречий белорусского языка. Однако безударный вокализм и длинна гласных неверхнего подъема в первом слоге перед ударными  и (ы), у выделяют автюковскую речь по названию деревень Великие и Малые Автюки, которые имеют одинаковые фонетические особенности среди других полесских наречий. Е. Ф. Дубровская составила словарь наречий в автюковском языке: «Абеза Целна. Абавязкова. Не забудзь абеза целна пра еты вапрос». Или «Ада ле. Потым. Ены ак пабЕгуць у вадзін вуглік, атам у другі”.

Отыскать исторические корни происхождения автюков пытались и местные историки – краеведы.

Но самый значительный вклад в это дело могли сделать и делают наши генетики. Ведь именно эти ученые на основе генетического материала могут отследить через века пути – дорожки не только целого народа и народности, но и группы людей, объединенных определенными привычками, языком, складом характера, внешностью. На днях председатель Великоавтюковского сельисполкома Петр Гаркуша представил в редакцию «КН» предварительные результаты исследований, проведенные по собственной инициативе лабораторией нехромосомной наследственности Института генетики и цитологии Национальной Академии наук Беларуси в Больших и Малых Автюках. Вот какие выводы сделаны членом – корреспондентом Национальной академии науки Беларуси, ректором биологических наук Олегом Давыденко и аспирантом Института генетики и цитологии Василием Панкратовым:

Исследование  Y-хромосомы (Y-хромосома передается исключительно от отца к сыну, не «смешиваясь» с генетическим материалом от матери, поэтому позволяет проследить происхождения далеких предков данного человека по мужской линии).

Из 27 мужчин жителей деревень Большие и Малые Автюки Калинковичского района, принявших добровольное участие в генетическом исследовании, 22 являются носителями Y-хромосомы типа R1а1а*, один — типа R1а1а7, один — типа 12а и три человека имеют Y-хромосому, относящуюся к типу I1b. Если из каждой группы однофамильцев оставить по одному человеку (во всех случаях однофамильцы имеют одинаковую Y-хромосому, т.е. являются, может и далекими, но все же родственниками по отцовской линии), то среди носителей Y-хромосомы R1а1а* всего 11 людей с разными фамилиями, и все обладатели хромосомы I1b — однофамильцы. Далее приводятся характеристики перечисленных типов Y-хромосом.      

R1a1а* — среди белорусов данный тип У-хромосомы встречается у 36% мужчин, в восточном Полесье — у 20%, в западном Полесье — у 48%. Такая Y-хромосома широко распространена в Восточной Европе (у поляков, русских, украинцев, литовцев), а также на северо-западе Индии и Пакистане, и в Средней Азии (у таджиков и киргизов). В западной Европе гаплогруппа R1а1 встречается редко — ее частота максимальна в Норвегии, Австрии и на востоке Германии — 20%, у других же западноевропейских народов она значительно ниже. На основании такого географического распределения распространение этого типа –Y-хромосомы связывают с древними миграциями предков индоевропейцев. Таким образом, современные носители этого типа Y-хромосомы являются потомками первых индоевропейских племен, пришедших на территорию Беларуси примерно во втором тысячелетии до нашей эры.

R1а1a7 — среди белорусов данный вариант Y-хромосомы встречается у 14,5% мужчин, в то время как в восточном Полесье его частота составляет 24%, а в западном — 9%. Наиболее широко хромосомы R1а1а7 распространены в Польше, особенно на юге и в центре. Считается, что этот тип Y-хромосомы возник именно здесь около 8 тысяч лет назад, а потом, в ходе миграции его носителей на юг и восток, распространился на земли современной Чехии, Словакии, Беларуси и Украины.

12 а — 17% белорусских мужчин имеют данный тип Y-хромосомы, а на Полесье (как на востоке, так и на западе) его частота достигает 26%. Наибольшую частоту (более 40%) данный вариант Y-хромосомы имеет в популяции южных славян: у хорватов и боснийцев. Однозначного мнения по поводу времени и места возникновения, а также путей распространения такой Y-хромосомы, пока нет. Но, согласно наиболее распространенной точке зрения, она возникла 8-10 тысяч лет назад в ледниковом убежище на территории западных Балкан, откуда после таяния ледника распространилась по остальной территории своего современного распределения, в том числе в Украину и на юг Беларуси.

I1 обнаружена у 5% белорусов (в восточном Полесье — у 4%, в западном — у 8%). Наиболее часто (35-40%) данный вариант Y-хромосомы встречается на севере Европы: у норвежцев, шведов, части финнов, а также, хоть и чуть реже (25%) — у датчан и немцев, особенно на севере Германии. Соответственно, в Беларусь данный тип Y-хромосомы попал за счет миграции германского населения либо с севера, либо с запада.

Обобщая полученные на данный момент результаты, можно сказать следующее:

1)        Все типы Y-хромосомы, найденные у автюков, встречаются и в других регионах Беларуси, в том числе и в восточном Полесье.

2)        У автюков не найдены некоторые типы Y-хромосомы, характерные для белорусов в целом, например, N1с, встречающийся у белорусов со средней частотой 10%.

3)        Частоты разных типов Y-хромосомы у автюков сильно отличаются от таковых у белорусов в целом и у жителей восточного Полесья в частности.

Для того чтобы сделать окончательные выводы о генетической истории автюков, будут проведены дальнейшие исследования. На основании же имеющихся на данный момент фактов можно предложить следующую гипотезу: современное население Автюков берет свое начало от небольшой группы мужчин, переселившихся на данную территорию из какого-то соседнего региона Беларуси или Украины (скорее всего, из западного Полесья). В дальнейшем эти поселения оставались довольно сильно изолированными от окружающих регионов, в результате чего сохранили изначальные частоты разных вариантов Y-хромосомы.

Таким образом, еще одна страничка в истории происхождения деревень Малые и Большие Автюки благодаря генетикам приоткрыта.

Исследования продолжаются. О их результатах мы обязательно сообщим своим читателям.

Please follow and like us:

Один комментарий для “Кто ваши предки, господа Колоски?

  • 02.06.2016 в 17:12
    Permalink

    Андрэй, ну ты ж по-русски разумеешь? А мне вот по белорусски тяжело читать, а так интересно было узнать, откуда есть я родом, хотя не в Беларуси живу.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.