ДЛЯ ЛЕТЧИКА-ИСТРЕБИТЕЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЕ БОМБАРДИРОВЩИКОВ – ТРУДНАЯ ЗАДАЧА

F_06_escort Yak9D

Для лётчика — истребителя непосредственное сопровождение бомбардировщиков является трудной задачей, так как он связан, прикован к группе бомбардировщиков, за целостность которой несёт полную ответственность.

Надёжно прикрыть бомбардировщиков так просто нельзя, надо всё время следить за противником, изучать его тактику, его приёмы. Только хорошо слётанная группа, в которой дисциплина стоит на высоком уровне, может быть надёжным прикрытием бомбардировщиков.

В систему своей повседневной боевой подготовки я ввёл проигрывание воздушного боя перед вылетом на задание и по возвращении из него, а также в часы, свободные от боевых вылетов. Каждый лётчик, кроме своей боевой машины, имел макет самолёта. Строился боевой порядок сопровождения. Каждый макет имел соответственное место в строю. Начинался проигрыш.

Задавался, например, такой вопрос ведущему левой пары непосредственного прикрытия: «Слева, сзади вас, на одной высоте, на дистанции 400 метров, подходят к бомбардировщикам 2 FW-190. Ваше решение?»

— Резкий разворот парой с небольшим набором высоты в сторону противника. Достигая превышения над противником, не отрываемся от сопровождаемых бомбардировщиков, — отвечая на поставленный вопрос, командир пары эволюциями своего самолёта показывал один из возможных вариантов действия.

Тот же вопрос ставился и другим лётчикам. Ими предлагались другие варианты отражения атаки пары FW-190. Задавались ещё многие вопросы, касающиеся действия пар групп непосредственного прикрытия, ударной и свободного боя.

Во всех проигрышах особое внимание обращалось на слётанность пары. И какие бы варианты боя ни прорабатывались, прежде всего отшлифовывался маневр пары как боевой единицы. Когда ведущий решал задачу, ведомый вслед за ним эволюциями макета машины показывал, как будет действовать он.

Затем я давал оценку и точные указания по каждому варианту поведения лётчика в воздушном бою.

Не может быть шаблона в ведении воздушного боя, но, проработав заранее возможные варианты, каждый из лётчиков быстрее принимал решение в полёте.

Во время боевой работы противник неоднократно менял свою тактику, мы соответственно меняли строй и боевые порядки. Так, например, установив, что на больших высотах было меньше самолётов противника, мы проигрывали два варианта сопровождения бомбардировщиков — отдельно на больших и отдельно на малых высотах с учётом поведения самолёта на разной высоте и так далее.

Приведу несколько примеров атак немецких истребителей по бомбардировщикам и контратак наших истребителей прикрытия при их отражении.

Два FW-190 производят ложную атаку в лоб левофланговому звену бомбардировщиков. Не доходя 300 — 400 метров, отворачивают на 15- 20°, проходят с превышением по внешней стороне от истребителей прикрытия, как бы заходя последним в хвост, рассчитывая, что истребители прикрытия пойдут за ними на вираж, а они, воспользуясь своим преимуществом в высоте, смогут оторваться и беспрепятственно атаковать бомбардировщиков.

Но эта хитрость противника была нами разгадана. Ведущий пары истребителей прикрытия охотно шёл в вираж, заходил в хвост ведомому противника и держал его всё время под огнём.

Ведомый пары прикрытия делал полувираж, потом быстро переводил машину в обратный вираж, вследствие чего оказывался сзади самолёта ведущего противника и легко его уничтожал.

15 февраля 1944 года в районе Калинкович на высоте 1500 метров при сопровождении на бомбометание 9 бомбардировщиков Пе-2 наши 6 Як-1 были атакованы над целью парой FW-190. Боевой порядок истребителей прикрытия состоял из четвёрки Як-1 непосредственного прикрытия и пары Як-1 ударной группы. Моя пара находилась в группе непосредственного прикрытия, прикрывая левофланговое звено бомбардировщиков.

FW-190 производили атаку в лоб левофланговому звену с превышением 50 — 100 метров относительно левой пары. Не доходя 300 — 400 метров, противник стал отворачиваться. На первый взгляд казалось, что он выходил из атаки, но, не доходя 100 — 150 метров до моей пары, начал заходить в вираж в мою сторону. Я пошёл в вираж, быстро заходя в хвост ведомому противника. Своему ведомому Старшему лейтенанту Клюеву приказал за мной не идти, а сделать небольшой отворот и следить за бомбардировщиками. Я видел, что противник готовит нам какую — то ловушку. Ведущий FW-190 сделал разворот на 180° и пошёл в атаку на бомбардировщиков, не замечая Клюева. Тот немного довернулся и под ракурсом 2/4 заградительным огнём «прошил» ведущего FW -190, который с дымом ушёл вниз.

Ведомый FW-190 не смог защитить своего ведущего, попав под сильный огонь моего самолёта, вынужден был спасаться штопором.

Федор Химич

От редакции: Химич Федор Васильевич родился 22 апреля 1917 года в селе Новая Дмитровка — 2, ныне Ивановского района Херсонской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе в Мелитополе. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года младший лейтенант Ф. В. Xимич на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1941 года служил в 29-м ИАП, где летал на И-16; по август 1944 года — в 127-м ИАП, летал на И-153, И-16, «Яках»; по май 1945 года — в управлении 282-й ИАД, летал на Як-9.

К августу 1944 года — помощник командиpa 282-й истребительной авиационной дивизии по воздушно — стрелковой службе (6-й смешанный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт). Майор Ф. В. Xимич совершил 535 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 13 и в паре 4 самолёта противника. Впоследствии воевал над территорией Польши, в составе 1-го Белорусского фронта.

За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года майору Фёдору Васильевичу Химичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4507).

Всего выполнил более 550 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов лично и 5 в группе.

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию в Монино. С 1962 года полковник Ф. В. Xимич — в запасе. Жил в городе Подольск Московской области, затем переехал в город Минск. Работал инженером по технике безопасности в Минском филиале НИИТЭхим.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.