Людмила рулит: история калинковичской дальнобойщицы

1203

Людям, которые впервые видят Людмилу Процко, сложно поверить, что эта хрупкая женщина работает водителем фуры. На слова удивления она обычно отвечает: «Так я же машину не на себе таскаю!». Водительского стаж у нашей героини – 13 лет, а вот большегрузом управляет больше года.

Когда профессия дальнобойщика перестала быть чисто мужской, Людмила, у которой трое дочек, в один момент решила круто изменить судьбу. Теперь она возит грузы аж до китайской границы и без опаски ночует в кабине.

Если бы в юности кто-нибудь сказал Людмиле, что она будет управлять фурой, женщина бы ни за что не поверила. Кем только она не мечтала стать в детстве, но никак не дальнобойщицей.

– Хотя, вся моя профессиональная жизнь связана с транспортом: работала кондуктором, инженером по организации перевозок. Даже день рождения в этом году совпадает с днем автомобилиста 29 октября. Но чем старше становилась, тем больше задумывалась, что надо что-то менять в жизни. Трое детей, дом достраивать нужно, и возраст – 43 года. Нужно было действовать либо сейчас, либо уже никогда. И тут подруга моя Александра устраивается дальнобойщицей.  С этого все и началось. Следом за руль большегруза сел мой супруг.

Рассказывая о своих поездках, они зажгли в Людмиле интерес к работе на фуре. И она  записалась в автошколу, чтобы пройти обучение на категорию С, а потом и на Е.

– Сложно было, не все получалось с первого раза, но я старательно оттачивала навыки. Когда супруг узнал, что и я меняю профессию, сначала не поверил, потом долго со мной не разговаривал, а потом у нас появилась общая тема и общий интерес. Устроилась я в ту же российскую фирму, где работали муж и подруга. К слову, Александра меня и стажировала. С ней я доехала до Германии. После чего начались мои сольные поездки. Первой страной, куда поехала самостоятельно, стала Италия. В колею плохо попадала, а машина загружена стеклом. Ехать было очень страшно, но полюбоваться пейзажами удалось. Великолепное зрелище.

И пошло-поехало: Австрия, Франция, Бельгия, Германия, на пароме добиралась до Швеции, Грузия, Армения, Монголия, Азербайджан… Со временем освоилась, научилась чувствовать машину и держать полосу на любой скорости и при любых условиях, лихо маневрировать. Это очень важно и, пожалуй, самое главное. Ведь при езде разного экстрима хватает. Пустую фуру при сильном боковом ветре сильно кидает. Не проще и на груженой в несколько десятков тонн весом по горам ездить – то вверх, то вниз. Только успевай машину ловить. Познакомилась с нюансами погрузки и загрузки, разобралась в оформлении документов и других премудростях этой профессии не хуже мужчин.

– А как относятся к девушкам-дальнобойщицам на дорогах?

— Предрассудков нет.  Наоборот с уважением. За рулем фур много девушек разных возрастов и разных национальностей. И они управляют абсолютно разными машинами. Особенно много шведок-водителей. Много и парных экипажей, когда работают муж и жена.

Заходит разговор на более приземленные темы: каково приходится женщине в дальней дороге, одной за рулем.

Людмила не раздумывая отвечает: дальнобойщица должна быть мобильной, быстрой на подъем. К тому же нужно уметь приспосабливаться к разным условиям и ситуациям, на дороге ведь случается всякое. Хотя мужчины при виде такого симпатичного водителя стараются всегда и во всем помочь:

— Бывали разные случаи — и смешные, и не очень. Первое время не могла нормально припарковаться задним ходом, подъехать к рампе, ведь надо знать, как «заломать» тягач и как крутить руль, поэтому просила мужчин  помочь, ни разу не отказали. Правда подруга дала потом наказ: никого в кабину не пускать, иначе так и не научусь сама.

Сейчас парковаться в самых узких местах, проезжать кольцевые дороги с маленьким радиусом и многое другое – для калинковичанки проще простого. Хотя работа, действительно, не из легких. Дороги дальние, поездки долгие, частая смена климата…

– Для меня это уже не просто работа, а образ жизни, который по душе. Сейчас бы ни за что не вернулась в кабинет. Я даже представить не могла, что так буду любить свою машину, свою Volvo. Я лаково называю ее «моя девочка».

Машина, пока Людмила в пути (а это от полутора до трех месяцев) становится полноценным домом на колесах. В салоне, как и положено у хорошей хозяйки, — чистота. Имеется кровать,  шкафчик, в котором хранятся вещи, холодильник.  Отсек для документов, плитка для готовки, мультиварка и вся необходимая посуда, даже сковородка. Людмила разбивает стереотип, что дальнобойщик – это «неопрятный мужик, от которого пахнет потом и сигаретами». Собеседница наоборот делится, что пока стоит на загрузке успевает и макияж сделать, и маникюр, и маску для лица.

— На самом деле в плане быта все отлично устроено. Можно с легкостью найти душ, пообедать в уютном придорожном кафе, вокруг довольно отзывчивые водители. Поначалу было страшновато оставаться одной ночью в машине, но что поделаешь. А потом привыкла, — рассказывает героиня. –  Поколесив за рулем, понимаю все подводные камни этой профессии — есть особенности и в Европе, и на восточном направлении.

На ночлег дальнобойщица в основном останавливается на охраняемых стоянках. Это правило, написанное если не кровью, то материальными потерями точно. Ограбления до сих пор бывают: режут тенты, крадут запаски, сливают топливо. Людмила говорит, что с ней такого не случалось. Но знакомые попадали.

– И на обочине приходилось тоже ночевать. Обошлось без приключений. И потом, я же не занимаюсь ремонтом машины, не меняю колеса, для этого есть специальная аварийная служба.

Языковой барьер калинковичанку никогда не пугал. Вспоминала школьные знания, обращалась к переводчику Google, да и язык жестов никто не отменял.

– Я не встречала враждебно настроенных людей ни в Европе, ни на восточном направлении. Наоборот, белорусов любят, а в Италии владелец одной фирмы и вовсе мне говорил «ваш Лукашенко молодец». Я поняла одно, люди не хотят враждовать.

— А как же родные? Скучаете в долгих поездках? — спрашиваю.

— Так я с ними всегда на связи. Дочки каждый день по мессенджеру присылают фото, созваниваемся по видео. Даже уроки научились так делать. Когда меня нет, детей супруг воспитывает. Потом меняемся. Кто-то, возможно, осудит. Но для меня эта работа – не только занятие по душе, здесь важен еще и финансовый момент. Мне нужно поднимать детей, а я хочу, чтобы они ни в чем не нуждались.

— Как изменилась ваша жизнь с новой профессией?

— Однозначно — она стала интереснее и насыщеннее! Новые эмоции, люди, дороги. Кто-то из окружения отсеялся, но большинство остались со мной — они ждут меня из поездки. За год я увидела столько удивительного, сколько не видела за 40 лет своей прежней жизни! Да и чего скрывать: позволить сейчас могу себе намного больше, чем раньше.

В День автомобилиста я очень хочу поздравить своих бывших коллег из филиала №13, агротранса и всех водителей с профессиональным праздником. Пусть машина всегда будет на ходу, а повороты в жизни будут только в лучшую сторону. А всем девчонкам, которые мечтают стать дальнобойщицами и бояться рискнуть, я скажу так: будьте готовы ко всему — жизнь сильно изменится, но ведь это же круто.

Светлана ПЕТРЕНКО.

Фото Николая БОРИСЕНКО.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.