Не разделять на «мы» и «они»: на заседание КДН обсудили помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с особенностями психофизического развития
На заседании комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома в формате видеоконференции обсудили помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с особенностями психофизического развития.
В области на сегодня проживает более 30 тысяч детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), из них детей-инвалидов – 2406 человек, что составляет 10,7% от детского населения Гомельщины. За последние два года количество детей данной категории увеличилось на 2,5 тысячи. Для их поддержки созданы пункты коррекционно-педагогической помощи, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, центры раннего развития. Сохраняется сеть интернатных учреждений (8 специальных школ-интернатов, одна специальная школа).
В республике сформирована система по оказанию комплексной помощи семьям, воспитывающим детей данной категории, в первую очередь социальной, медицинской, педагогической. Дети-инвалиды и дети с особенностями психофизического развития получают медицинскую помощь в государственных организациях здравоохранения и негосударственных учреждениях, лицензированных для оказания медицинских услуг. Для обеспечения профилактики и снижения детской инвалидности, ее тяжести совершенствуется система ранней диагностики и коррекции нарушений их здоровья.
Государство обеспечивает в полной мере обучение лиц с инвалидностью, с особенностями психофизического развития. И, соответственно, практически 100% детей охвачены образовательными программами.
Помощь семьям заключается не только в учебе, но и в медицинском сопровождении. Важным остается социализация таких людей. А это можно сделать только, если вовлечь в процесс не только государственные структуры, но и общественные организации.
Немаловажной темой для обсуждения стало создание для таких людей условий для организации культурной и спортивной деятельности.
— Дети с ограниченными возможностями должны чувствовать себя комфортно везде — в кафе, на детской площадке, а не только в интегрированных классах. Поэтому необходимо до совершенства отработать систему их социализации. Чаще, в том числе в СМИ и соцсетях, рассказывать, что дети с особенностями развития, такие же как и мы. Заинтересованным ведомствам необходимо на постоянной основе организовывать встречи с родителями таких ребят, ведь они из первых уст могут рассказать о проблемных моментах в их жизни. Это работа не одного дня, но чем раньше мы начнем, тем быстрее придем к нужному результату, — подчеркнул заместитель председателя облисполкома Владимир Привалов.
Проблем у совместного обучения и времяпрепровождения здоровых детей и особенных безусловно, много. Но они ничто по сравнению с горьким одиночеством ребенка, заключенного в стенах собственного дома, часто вместе с мамой. Еще в большей мере страдают другие дети и взрослые, где должен учиться и развиваться ребенок-инвалид или с ОПФР. Ведь они лишаются возможности растить в себе человеческие качества, что гораздо важнее удобства и спокойствия. Учеными уже давно доказано, что класс, в котором есть ребенок с особенностями, гораздо лучше развивается и выстраивается в отношениях друг к другу.
На совещании также поступило интересное предложение: активнее привлекать родителей, общественные организации в тех случаях, когда для больных деток необходима покупка дорогостоящего медпрепарата или оборудования. Ведь, как известно, большие добрые дела начинаются с малого. Общие благие намерения помогут сплотиться обществу и, конечно, сделают жизнь детей-инвалидов проще.
Особое внимание все службы должны уделять детям с ОПФР, находящимся в СОП.
На заседании КДН облисполкома поднималась и тема трудоустройства людей с инвалидностью. Дети с особенностями вырастают, получают специальность, но по ряду причин не могут трудоустроиться. Среди них неконкурентоспособность выпускников с ОПФР и, как следствие, нежелание нанимателей принимать их на работу; недостаточная сформированные социальные навыки; наличие случаев отказа в медицинском заключении на дальнейшее трудоустройство по полученной специальности. Поэтому было дано указание непросто научить человека с ограниченными возможностями какому-либо ремеслу, но и потом проследить за его дальнейшей трудовой судьбой.
Светлана ПЕТРЕНКО.