В треугольнике «родители — дети — тренер» все должны двигаться в одном направлении

IMG_9642

Как вырастить чемпионов, и есть ли будущее у большого футбола в небольшом райцентре – об этом поговорили с тренером юных спортсменов Александром Шкодой. Застали его как раз за тренировкой в спортзале ДЮСШОР-1.  Дети под чутким руководством тренера выполняли финты, набивали мяч. Все четко и строго, никакого баловства.

– Футбол – это игра головой, а не только ногами. Все недоработки на тренировках сразу видны в игре, – начинает беседу Александр Васильевич.

— А вы строгий тренер, – отмечаю я.

— Конечно, без этого никак. Но никто не обижается. Дети очень чувствительные, они эмпаты. Если я приду на тренировку неподготовленный, буду давать задания наобум, дети тут же «считают» мое настроение, и у них тоже ничего не будет получаться. А для особо непослушных всегда найдется с десяток приседаний.

«С мячом» Александр Шкода всю свою жизнь. После  завершения карьеры профессионального футболиста Александр Шкода остался в футболе и попробовал себя в тренерстве. С 2016 года успешно тренирует ребят и, кажется, он на правильном пути. Оценить это можно по результатам и отзывам родителей и детей.

— Я выходец из дворового футбола. Полюбил игру, как только дали мячик. Потом в школе ходили по классам, предлагали футбольные занятия с тренером. Вот мне и захотелось научиться большему. Тренировался у Александра Белана. С него, в общем, и начался футбол в Калинковичах.  Задатки у меня были неплохие, поэтому вскоре перешел в школу олимпийского резерва.

Александп Шкода играл за калинковичскую «Вертикаль» и за мозырскую «Славию».

– Самый яркий матч был с «Динамо» Минск, сыграли 2:2. Я тогда забил пенальти. А дальше в моей футбольной карьере наступил тупик. Я ушел учиться в БГУФК. Уже с третьего курса начал заниматься с детьми. А вот в любительском футболе я играю до сих пор: получаю удовольствие от игры, поддерживаю форму, а то дети меня обыграют.

По словам Александра Васильевича, в университете не учат, как работать с детьми. В учебниках 90-х годов есть база, нормы: как правильно бегать, как ставить ногу. Но основные знания получаешь, непосредственно работая с детьми.

IMG_9648

IMG_9661

– Чем больше я расширяю свой кругозор, тем более детализированные тренировки могу давать детям. На практике я сотни раз убедился, что общие тренировки – не лучшее решение, потому что каждый ребенок индивидуален.  И как бы банально не звучало, к каждому свой подход нужен. Есть у меня и свой Месси, ему лестно такое имя, его это мотивирует,  а есть Вовочка, к нему нужен другой, более мягкий подход, тогда и результат виден.

Сегодня в футбольной секции Александра Шкоды  занимается около 100 ребят. Старшая группа активно участвует в различных турнирах и завоевывает награды. Они тренируются шесть раз в неделю. У младших три тренировки.

– Занимаюсь и с малышами от 3-х лет, – рассказывает Александр Васильевич. –  В каждом возрасте разные задачи. В три года – это игры с мячом, задания на внимание, прививание любви к игре. Никто точно не скажет, что для ребенка рано, а что нет. Но чем раньше он оторвется от родителей, тем быстрее произойдет развитие. Бывает и такое, что приводят ребенка лет 10, а он до этого только телефон в руках держал. Он играет на уровне малышей, а поставить я могу его только с ровесниками. По итогу он видит, что не получается, его обыгрывают, и желание играть пропадает. Поэтому я приветствую, когда в спорт отдают рано. Конечно, научить можно, но для этого нужно время и желание ребенка. Из своей практики могу сказать, что бывает по-разному: кто-то сразу начинает забивать, а в ком-то талант раскрывается позже.  Футбол — игра для всех. Главное в работе с ребятами — мотивация самого тренера. Если педагог действительно хочет, он сделает все для развития любого характера. А охотнее я работал бы с тем, кому действительно нужен футбол, уровень одаренности здесь играет не самую важную роль. Мотивация детей — отдельная тема. К сожалению, в наше время у ребят очень много соблазнов, а для развития футболиста нужна ежедневная работа над собой, фанатизм — в хорошем смысле этого слова. Лишь 20% навыков малыш получает на тренировках, остальные 80% он должен приобретать на улице и дома, постоянно тренируясь. Футболист должен расставаться с мячом, только когда спит!

IMG_9618

— Мне кажется, родители склонны доверять более старшим тренерам?

— Родителям важно знать, кому они отдают ребенка. Они должны смотреть на личность, эрудицию тренера. Многие родители приходят на первую пробную тренировку и даже не общаются с тренером. Есть высшее образование – и ладно! Я всегда общаюсь с родителями, они видят, какой я человек, насколько отдаюсь работе и как общаюсь с детьми. Для меня очень важно, как сами дети отзываются обо мне. В треугольнике «родители — дети — тренер» все должны двигаться в одном направлении, иначе кто-то будет страдать. Мальчишки грезят футболом. Для них огромная радость не просто гонять мяч во дворе, а заниматься любимой игрой под руководством тренера. Но есть парадокс, с которым я сталкивался не раз. Без всяких видимых причин, без конфликтов с другими участниками футбольной команды ребята прекращают занятия. Разлюбили футбол? Чушь! Нет времени, не справляются с учебой? Тоже мало похоже на правду, ведь до этого момента все складывалось. Тогда в чем же причина таких ситуаций?  Чаще в подобных случаях  вина родителей, хотя сами-то они в этом даже самим себе не признаются. Бывает, что мамы и папы ленятся водить ребенка на тренировку, особенно в выходной. Я так терял хороших футболистов. Летом мы играли на стадионе, а зимой перешли в зал, так теперь некоторые родители бояться, что ребенок заболеет, выйдя после тренировки на улицу. Но! Я всегда заставляю принять душ после тренировки, переодеться в сухую одежду. Я сам не заинтересован, чтобы мои футболисты болели. Не люблю, когда родители разрешают пропускать тренировки из-за плохой погоды. Ведь так невозможно добиться успеха. Я помню, как мы добирались на футбол в моем детстве, несмотря на дождь или снег. Высот можно добиться только трудом и дисциплиной. Любить, холить и лелеять ребенка, несомненно, правильно, но всегда и во всем должна быть мера.

IMG_9631

– Вы иногда не разрешаете оставаться родителям на тренировке, это правда?

—  Тренировки – мое поле. Родители наблюдают за своим ребенком, и его это сковывает. Родители ведь тоже начинают тренировать: «Давай, бей, чего ты не бьешь!» Ребенок тогда совсем путается, кого ему слушать: меня или родителей. Без них на тренировке ребенок кайфует, на него никто не давит, и от этого все в выигрыше. Также и на соревнованиях. Болеть, поддерживать можно, но не мешать.  Мне во многом повезло с родителями моих подопечных, потому что они меня уважают и слушают. А все потому, что видят: их дети приходят с тренировок с улыбкой. Родители должны верить в своих детей, я без их поддержки не справлюсь.

Игровой практике, признается Александр Шкода, он старается уделять особое внимание

– Один матч заменяет месяц тренировок, – рассказывает Александр Васильевич. – Но, к сожалению, сейчас с этим сложно. Выездов мало. Только местные турниры. А раньше с ребятами и за границу уезжали  играть. Я мечтаю передать своих футболистов дальше, чтоб они строили спортивную карьеру. Но, сидя здесь, без соревнований, их никто не увидит. Еще одна мечта, чтобы в Калинковичах был свой клуб, чтобы была своя команда именно из местных ребят. Ведь у нас много талантливых мальчишек. И есть условия для того, чтобы развивать футбол.

Светлана ПЕТРЕНКО.

Фото Николая БОРИСЕНКО.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.