Залинейный – микрорайон с особой атмосферой

Продолжаем в рамках нашего проекта, столь полюбившегося читателям, исследовать город и прокладывать по нему интересные и познавательные маршруты. И пока позволяет погода, вновь седлаем наших двухколесных коней и несемся в микрорайон Залинейный. Один знакомый, с которым поделилась планом нового маршрута, отнесся к идее скептически: «И чего на ту Подольскую ехать? Все равно ничего толкового не нароешь. Да и достопримечательностей там нет». Однако поспешу не согласиться: каждое место в населенном пункте, каждая улица и переулок имеют свою историю, свое очарование.

1

Отправная точка нашего маршрута – пешеходный мост через железнодорожные пути. Отсюда микрорайон Залинейный – как на ладони. Пока любуемся красивым летним видом на город, меня накрывают теплые воспоминания о детстве, часть которого прошла на улице Подольской, где наша семья квартировала у Анастасии Хамени – уроженки деревни Вязовица, замечательной, душевной женщины и отличной рассказчицы. Года три как ее уже нет, и теперь, конечно, сожалею, что подробно не расспросила ее об улице, на которой она прожила более 60 лет с мужем Василием – коренным калинковичанином, железнодорожником. Вот что вспоминала Анастасия Яковлевна, когда я готовила о ней статью к юбилею: «Родные мужа рассказывали, что наша улица долгое время носила другое название – Заподольская. Селились здесь в основном железнодорожники с семьями. Они были вынуждены в буквальном смысле отвоевывать себе участки у леса и болота. Зато за грибами и ягодами далеко ходить не приходилось, клюквы много росло там, где нынче расположилась школа №5, улицы Ленинградская и Севастопольская.

Страдали и от паводков. На моей памяти уж шибко страшных не было, а вот Вася мой говорил, что в детстве ему часто приходилось кататься на човне.

DCIM100MEDIADJI_0007.JPG

Мне наш микрорайон кажется самым уютным и тихим в городе, а еще – самым необычным в плане расположения улиц и домов. Человеку нездешнему трудно будет найти, например, дома № 4 или № 61 по улице Подольской. А в неожиданных поворотах и ответвлениях Киевской я и сама до сих пор путаюсь». Запутались в них и мы с фотокорреспондентом, прокладывая для вас, дорогие читатели, удобный веломаршрут, но скажу я вам – это было интересно и увлекательно, это был город, которого большинство из нас не знает. Но обо всем по порядку…

Поселок Заподольский и Макарово болото

3

… Спустившись с моста, проезжаем по дорожке, которая так и просится, чтобы ее окультурили – установили лавочки и цветочные клумбы, обрезали разросшиеся ивы, обкосили траву, и оказываемся у дома отдыха локомотивных бригад депо Калинковичи.

DCIM100MEDIADJI_0006.JPG

Это красивое здание возвели на месте бывшей железнодорожной хлебопекарни, которая была построена в 30-е годы и функционировала почти четыре десятилетия. Через дорогу располагалась железнодорожная столовая, которая долгие годы частично пустовала.

DCIM100MEDIADJI_0013.JPG

Теперь здесь магазин – современный, просторный, с хорошим ассортиментом, которого так давно не хватало микрорайону.

5

6

Правда, лично для меня это здание после реконструкции утратило свой исторический шарм, глядя на него, задумалась: «Почему владельцев старых домов не обязуют сохранять их фасад? Ведь это, как в песне поется: «Наша с тобой биография…»

7

Несколько фото на память, и дальше наш путь лежит в поселок Заподольский. Слыхали о таком? Нет? Тогда поясняю: первые дома, по воспоминаниям старожилов, на улице Подольской появились в 1915-1916 годах – в период, когда после ввода в эксплуатацию участка Жлобин – Овруч железнодорожной линии Петроград – Одесса, Калинковичи стали железнодорожным узлом. Тогда же напротив вокзала, за железнодорожными путями построили Подольское паровозное депо. Недалеко от него на месте вырубленного участка густого леса возник небольшой поселок барачного типа под названием Заподольский. В 30-м году железнодорожное ведомство построило здесь четыре однотипных дома (на восемь и пять квартир) для своих рабочих и служащих, которые были частично разрушены весной 1944-го во время немецких авианалетов. Затем их отремонтировали, и они стоят до сих пор.

8

9Вообще, участок улицы Подольской от дома отдыха локомотивных бригад в сторону локомотивного депо и урочища Макарово болото – место атмосферное. С одной стороны – довоенные дома, с другой – типичная советская застройка.

 

Причем дворы здесь просторные, утопающие в зелени, около многих подъездов разбиты цветники, в глубине прячутся хозяйственные постройки, огороды, столы и лавочки. И только лишь забор отделяет этот жилой сектор от железнодорожных путей, а потому жильцы давно привыкли засыпать и просыпаться под монотонный перестук вагонных колес. С учетом того, что сегодня в своем большинстве старые дома стремятся отреставрировать, осовременить, хозпостройки снести, а огороды ликвидировать, то сюда смело можно водить школьников на экскурсию под названием «Как это было. Калинковичи в 30-80-е годы».

10

Пройти с ними вдоль стальной магистрали до последнего дома улицы Подольской, рассказать истории семей железнодорожников, которые первыми обосновались в так называемом Макаровом болоте.

Одну из них я услышала от Лидии и Тамары Шевцовых – продолжательниц железнодорожной династии. Вот что они вспоминали: «Родоначальницей нашей династии была Мария Гвоздь – женщина сильная, волевая и властная. Она сначала работала на строительстве железнодорожного узла, потом – монтером пути. Небольшой домик поставила спустя несколько лет после Макара Корнеевца – уроженца Гулевич, железнодорожника, который первым рискнул соорудить курень в этих труднопроходимых местах, где дождливой осенью и половодной весной можно было передвигаться только на лодках.

11

Но зато из окон открывался живописный вид – старый лес, застывший на берегу голубой глади: полное единение с природой. В этой красоте и жила Мария с дочерью Тамарой и ее мужем Михаилом Шевцовым – уроженцем Жлобинского района, который в 1938 году приехал работать инспектором отдела кадров на созданную в Калинковичах 2-ю дистанцию сигнализации и связи. Так что смело можете про нас написать: Шевцовы, что живут в Макаровом болоте. Правда, болота давно уже нет – осушили, а на его месте стоят дома».

Пройдем по Подольской, свернем на Киевскую и на Ленинградской улице постоим в тени

DCIM100MEDIADJI_0048.JPG

К слову, впервые официальное название – улица Подольская – упоминается в документах 1939 года. Тогда на ней было 81 производственно-бытовое и жилое строение, самое старое из сохранившихся до наших дней – путевая казарма 1916 года постройки. Но о ней чуть позже, потому что она находится на другом конце улицы, из-за чего встретится на нашем маршруте ближе к его завершению.

А пока же мы предлагаем вам неожиданный поворот – прогуляться вдоль вспомогательной железнодорожной ветки, которая выходит с территории локомотивного депо и разрезает несколько улиц, в том числе и Киевскую – ту самую, о необычности которой рассказывала Анастасия Хаменя. И здесь – внимание! Если вам необходимо на машине подъехать к какому-то из домов на Киевской, обязательно уточняйте, где он находится: перед железнодорожным полотном или за ним. Не сделав этого, будете петлять в поисках переезда. Еще один момент: именно в этом районе улица отнюдь не прямая и виной тому не только железная дорога, но и застройка вразброс. Помню, как лет десять назад бегала здесь около часа в поисках нужно адреса. Подвела излишняя самоуверенность: мол, я на Подольской выросла, не заблужусь, из-за чего даже мобильный героини-юбилярши не записала. Потом долго с ней смеялись, как я по сути «блукала в трех соснах».

12

Обязательная остановка для мини-фотосессии на фоне железнодорожной ветки, окруженной частной застройкой, – далеко не каждый населенный пункт может похвастаться такой «изюминкой». Особенно красивые снимки получаются на закате.

DCIM100MEDIADJI_0071.JPG

И дальше по Киевской мимо здания Калинковичского района электроснабжения Гомельской дистанции электроснабжения (в народе именуемого железнодорожной электростанцией, которая была возведена в конце 30-х годов) выезжаем к тенистой аллее перед БШ №5.

15

14

Учреждение образования построено в 1956 году. Первоначально это была средняя железнодорожная школа №36, в первый учебный год в ней насчитывалось 14 классов и более 400 учеников. Это говорит о том, что в послевоенные годы микрорайон активно застраивался, здесь селилась молодежь, а вот в наши дни, увы, учащихся в школе стало в несколько раз меньше, из-за чего она преобразовалась в базовую.

DCIM100MEDIADJI_0011.JPG

Перед планированием велопрогулки рекомендуем договориться с руководством школы об экскурсии по музейной комнате «Смугнар», где хранятся личные вещи Константина Ермилова – лидера подпольной комсомольской антифашистской организации. О деятельности смугнаровцев и страшной смерти большинства из них от рук фашистских оккупантов мы более подробно рассказывали во время первой прогулки «От вокзала до Свято-Казанского храма».

16

Также отдельные стенды в музейной комнате отведены истории школы и ветерану Великой Отечественной войны, нашему земляку Ивану Федосенко, дочь которого после смерти отца передала в музей его юбилейные награды. На Ивана Митрофановича 9 ноября 1944 года пришла похоронка, он же выжил всем смертям назло, вернулся на родину, а на груди его красовалась медаль «За отвагу». До конца своих дней он сохранял оптимизм, много читал и работал в огороде, тренировал память повторением немецкого и еврейского языков, которые освоил в молодые годы, с удовольствием встречался с молодежью. Интересное совпадение: дочь Ивана Федосенко училась именно в том классе, где теперь находится экспозиция, посвященная ее отцу-ветерану.

17

18

19

20

21

22

К слову, с 1949 года и до мая 1967 года нынешняя улица Подольская носила официальное название 1-я Подольская, а застраивающиеся параллельной ей сегодняшние Московская и Киевская именовались соответственно 2-я Подольская и 3-я Подольская. В одном из домов по улице Киевской в 1940-м году родился известный белорусский прозаик Виктор Казько, автор книг «Хроника детдомовского сада», «Неруш», «Спаси и помилуй нас, черный аист», «Время собирать кости» и т.д.

DCIM100MEDIADJI_0063.JPG

Все три улицы в годы войны сильно пострадали из-за авиационных бомбежек железнодорожного узла. Большая часть домов была либо разрушена, либо сгорела. Но жители не отчаялись, отстроились заново. Причем столь активно, что уже в 50-60 годы микрорайон прирос улицами Железнодорожная, Северная, Одесская (до 1961 года – Сталинградская), Севастопольская, Ленинградская.

23

24

На последнюю сворачиваем с Киевской за домом №32, чтобы сфотографироваться у старого здания, в котором почти полвека размещалась городская библиотека (лет пять назад она переехала в БШ №5).

Интересная история: до начала 60-х годов в этом доме проживала калинковичанка Дарья Мищенко – неравнодушная женщина с активной жизненной позицией. Она являлась делегатом X съезда партии большевиков, лично слушала выступления Владимира Ленина, отправляла хлеб детям, которые голодали в Москве и Ленинграде. Осталась одинокой, в пожилом возрасте переехала в интернат для ветеранов войны и труда, а свой дом передала в безвозмездное пользование городу для учреждения в нем библиотеки.

25

Рядом – сквер Победы, заложенный в конце 1950-х годов. Останавливаемся передохнуть. Увы, ухоженный и досмотренный в годы моего детства сквер с качелями, песочницами и лавочками сегодня требует благоустройства. И в первую очередь он нужен мамам с маленькими детьми, ведь по ходу нашей велопрогулки по микрорайону Залинейный нам не встретилось ни одной хорошей игровой площадки.

Теперь вам расскажу про Сахалин и дом №1

26

С улицы Ленинградской попадаем на Северную. На ней расположилось несколько предприятий, но самое значительное – Калинковичский мясокомбинат. Он ведет свою историю с конца 20-х годов прошлого века – именно тогда здесь появился небольшой птицекомбинат. Его работники занимались закупкой птицы, ее откормом и убоем. Предприятие размещалось в дощатом сарае, к которому впоследствии был пристроен льдосоляной холодильник для хранения мяса птицы и кроликов.

Но еще до возникновения комбината на его нынешней территории размещался поселок с неофициальным названием Сахалин, который стихийно образовался осенью 1915 года и насчитывал полторы сотни землянок и времянок, где ютилось порядка восьмисот беженцев Первой мировой войны – выходцев из западных районов Беларуси, спасавшихся от немецкого нашествия. Столь оригинальное название приклеилось к поселку скорее всего из-за того, что он находился на значительном удалении от центра Калинковичей, да к тому же среди двух болотец и сосонника… В общем, в месте, не особо пригодном для проживания. К 1925 году поселок был ликвидирован в связи с тем, что его обитатели покинули свои временные жилища: кто-то переехал к родственникам, кто-то вернулся на родину, кто-то обзавелся жильем в других частях города. В частности, многие сахалинцы облюбовали поселок Сад – ныне это улицы Гагарина, Революционная, Озерина, Сомова, Мархлевского, Свердлова, Марата и Ломоносова.

27

Накануне освобождения города от немецко-фашистских захватчиков по территории мясокомбината прошла линия обороны противника. Предприятие было фактически уничтожено, но смогло возродиться после войны, в том числе благодаря неравнодушным калинковичанам, которые семьями выходили на восстановление города и его предприятий. И сегодня качественную и вкусную продукцию мясокомбината знают не только в Беларуси, но и за ее пределами. При этом отрадно, что руководство предприятия заботится не только о развитии производства, создании комфортных условий для работы сотрудников, но и о благоустройстве территории вокруг комбината, перед проходной которого много классных фотозон. А в новогодние праздники, когда устанавливаются украшения и зажигается иллюминация, их становится еще больше, поэтому по вечерам и в выходные здесь всегда много семей с детьми. Хочется, чтобы примеру мясокомбината следовали и другие предприятия, ведь от такого хозяйского подхода город только в выигрыше.

28

29

Неподалеку от мясокомбината находится еще одно крупное предприятие микрорайона Залинейный – комбинат хлебопродуктов, который основан в 1924 году как заготовительная организация для хранения закупленного зерна у крестьян. Для этих целей из досок были построены три склада. Накануне оккупации города хранившиеся здесь 16 тысяч тонн зерна вывезены товарными составами в Московскую и Орловскую области. В послевоенные годы на территории «Заготзерно» появились элеватор, мелькомбинат, комбикормовый цех и другие производственные помещения. Впечатляющий элеватор КХП хорошо просматривается с пешеходного моста. Так что если не сфотографировались на его фоне, то воспользуйтесь шансом на обратном пути.

30

А мы направляемся к путевой казарме, расположенной по адресу улица Подольская №1 – самому старому зданию микрорайона. Построена в 1916 году для семей железнодорожников. Известно, что накануне и в годы Великой Отечественной войны здесь проживала семья путевого мастера Ивана Змушко, который был помощником Петра Ануфриева –  сотрудника НКГБ БССР, возглавлявшего в 1941-1942 годы подпольную антифашистскую организацию на Калинковичском железнодорожном узле. А после ухода Ануфриева в партизанский отряд Иван Змушко и бывший председатель месткома Калинковичской дистанции пути Василий Боровик осуществляли на месте повседневное и оперативное руководство подпольной организацией. В ее составе было 27 патриотов-железнодорожников, местные жители, а также антифашисты из числа военнослужащих немецкой и словацкой армии. Подпольщики наносили ощутимые удары по железнодорожному узлу, портили путевое хозяйство, подготовили и осуществили 48 сходов паровозов с железнодорожного пути. Ими же произведена самая крупная за время оккупации районного центра диверсия на железнодорожном узле: путем взрыва штабеля бочек с бензином был вызван огромный пожар на разгрузочной рампе, который уничтожил склады с продовольствием, обмундированием и военным имуществом оккупантов.

31

Деятельность подпольщиков продолжалась до освобождения калинковичской земли от немецко-фашистских захватчиков и получила высокую оценку со стороны руководства Народного комиссариата государственной безопасности СССР. В честь героев-железнодорожников 2 августа текущего года на вокзале станции Калинковичи в рамках мероприятий, приуроченных к Году исторической памяти, открыли мемориальною доску.

А вот на квартире Ивана Змушко, которая являлась штабом и местом сбора подпольщиков, памятный знак был установлен еще в 1946 году.

DCIM100MEDIADJI_0020.JPG

Несколько фото для истории, и, увы, но наша велопрогулка подходит к концу. Здесь уже вам, дорогие читатели, решать, каким путем возвращаться к пешеходному мосту. Мы предлагаем два варианта. Оба бегут по улице Подольской, которая здесь удивляет расположением домов: по одной из сторон они стоят в два ряда, из-за чего и сама улица как бы делится на основную и второстепенную. Мы выбираем последнюю, более атмосферную, где много уютных двориков с укромными уголками, спрятанными от человеческих глаз, досмотренных домиков, окнами выходящими на железную дорогу, где монотонный перестук колес невольно заставляет замедлиться, оглядеться вокруг, заметить красивое небо, березки, замершие у извилистой дороги…

DCIM100MEDIADJI_0026.JPG

Всего не описать, нужно не полениться, выкроить время и прогуляться по микрорайону Залинейный, чтобы прочувствовать его особую атмосферу.

Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото Николая БОРИСЕНКО.

Please follow and like us:

4 комментариев для “Залинейный – микрорайон с особой атмосферой

  • 23.09.2022 в 10:08
    Permalink

    Отличное продолжение прогулок по городу! Я правильно понимаю — стали использовать дрон для панорамных съёмок ? Классное решение! Лично для меня это серия репортажей лучшее что было в районке за последние годы !

    • 25.09.2022 в 08:00
      Permalink

      Соглашусь,что серия репортажей хорошая,но есть одно но…Хотелось бы чтобы журналисты учитывали не только что-то внешнее,красивое,но и общественное.Мне лично хотелось бы чтобы они пришли на Подольскую зимой или после дождей в тёмное время суток.Тогда всё было бы не такое красочное.Тротуаров нет,идти негде при потоках машин,ноги в грязи будут и мокрые,а если с детьми,то как,а с коляской или пожилым людям?На Марата прямо плитку уложили,а здесь ничего нет.Как людям идти с пешеходного перехода возле кхп,если нет ни тротуара,ни пешеходного перехода?Вот лично я предлагаю журналистам провести им экскурсию не для красивого репортажа,а для того чтобы показать как реально люди мучаются,я бы их провёл по реальным дорогам…Пусть обращаются.

      2
      1
      • 28.09.2022 в 08:57
        Permalink

        Дима , так оно так. Что есть , то есть. Но в защиту журналистов — все таки тематика данных репортажей это история города , его отдельных районов или улиц. Согласитесь , что подними ещё в теме одной статьи и вопросы современного состояния их инфраструктуры, то это был бы винегрет ещё тот! Но и то что вы пишете просто обязано подниматься на страницах районки . Но отдельной рубрикой. Как это уже было с состоянием автобусных остановок , магазинов напротив жд вокзала и тд….

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.