Построить порт нужно быстро и с минимальными затратами

советщание

Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 августа провел совещание по созданию портовых мощностей для экспорта белорусской продукции, передает корреспондент БЕЛТА.

«Как мы ранее договаривались, сегодня обсудим вопрос перевалки белорусских внешнеторговых грузов, естественно, в первую очередь большие объемы калийных удобрений. В настоящий момент слабым звеном в цепочке поставок является портовая инфраструктура и ее доступность», – отметил Александр Лукашенко.

По словам Президента, для Беларуси сейчас выпал хороший шанс создать собственную портовую инфраструктуру. «О чем мы в общем-то давно мечтали. Российская Федерация открыла для нас двери на всех уровнях. По крайней мере, со стороны Президента России, с которым я вел и веду переговоры по этим вопросам, препятствий никаких нет, исключительная поддержка», – сказал Глава государства.

По поручению Президента правительство должно было просчитать все возможные варианты. Он поинтересовался проработанными вариантами, стоимостью и сроками строительства, окупаемостью и возможными рисками. «Сегодня мы должны определиться, какое направление для нас более удобное, выгодное по логистике. Построить порт нужно быстро и с минимальными затратами», – подчеркнул Александр Лукашенко.

«У нас нет времени ждать, пока построится та или иная инфраструктура в каком-то порту. Речь идет сегодня прежде всего о северо-западном регионе Российской Федерации. Президент России лично показал мне все порты Питера и вокруг него (он знает это досконально) и предложил: выбирайте любое направление. Но я ему сказал, нам уже сегодня нужно грузить. Говорит: любую точку – и начинайте грузить. Поэтому, я так образно часто говорю, пока будем строить, мешками будем грузить. Естественно, 12 миллионов тонн и больше мешками не загрузишь, но тем не менее это говорит о том, что мы уже сегодня должны буквально на каждом свободном квадратном метре российских портов грузить свои товары», – подчеркнул Александр Лукашенко.

Глава государства отметил, что белорусские компании уже ведут эту работу. «Но надо ускоряться. <…> Со стороны государства должна быть полная поддержка. Такую же поддержку я получил и от Президента России. Скажите, что надо для того, чтобы более оперативно строить и сегодня в имеющихся портах (вы знаете, где есть свободные мощности) грузить наши грузы», – добавил Президент.

Глава государства обратил внимание, что помимо санкций в отношении транспортировки калия, Литва также фактически забрала собственность белорусского предприятия в Клайпеде. Как известно, с 2013 года «Беларуськалий» является собственником 30% акций клайпедского терминала сыпучих грузов ВКТ.

«Это не должно безнаказанно пройти, – подчеркнул Президент. – Продумайте и мне доложите, какие меры мы можем и примем в ближайшее время и в среднесрочной перспективе. Отбирать, отжимать собственность никому не позволено. <…> Поэтому меры должны быть приняты как сегодня-завтра, так и послезавтра».

Отвечая на вопрос журналистов, какие меры Беларусь, по поручению главы государства, намерена предпринять в связи с фактическим отъемом собственности в Литве, Латвии и других странах, после совещания у Президента Роман Головченко сказал: «Нами уже начата претензионная работа. Фактически нам мешают реализовывать свои коммерческие интересы».

«Наши ответные меры сейчас готовятся. Тоже все будет цивилизованно. Вся собственность и юридических, и физических лиц недружественных государств Республике Беларусь известна, она подсчитана», – продолжил Роман Головченко.

Глава правительства заверил, что никаких агрессивных действий с белорусской стороны не будет: «Мы настроены и со всех площадок говорим, что хотим выстраивать цивилизованные торговые, коммерческие отношения. Но если в отношении нас применяют агрессивные действия экономического толка, конечно же, мы молчать не будем. Как минимум это будут зеркальные решения. Но до последнего будем взывать к голосу разума, если его кто-то услышит».

«Главное, чего мы хотим добиться, – диверсификации. То есть не складывать все в одну точку, как у нас получилось с прибалтийскими портами. Мы видим, что сейчас в мировой политике происходят аномальные процессы, и что-то предвидеть очень сложно. Это уже даже не черные лебеди вылетают, а черные киты выплывают из морей, – образно выразился глава правительства. – Поэтому максимально диверсифицировать поставки – это сейчас главная задача. И минимизировать объемы вложений, потому что сейчас идет, в принципе, очень существенное смещение структуры грузов – как российских, так и белорусских».

Беларусь сейчас сотрудничает с девятью российскими портами на разных морях. Причем для республики действуют особые тарифы, взаимовыгодные для обеих сторон.

«Президенту были представлены несколько отработанных вариантов дальнейшего развития собственных мощностей. По одному из них решение принято, оно будет реализовано в самое ближайшее время. Это северо-западный регион Российской Федерации», – сказал премьер-министр.

В то же время подробности – в каком порту, как долго будет реализовываться проект и во сколько он обойдется Беларуси – премьер-министр пока не стал раскрывать. «Давайте мы закроем сделку и после этого уже раскроем все карты, где будет эта точка, – пояснил он. – Но проект заработает уже в самое ближайшее время. До конца этого года точно».

Что касается дополнительных локаций, эти варианты будут проработаны дополнительно с точки зрения экономической целесообразности и необходимых вложений. «Там необходим больший размер вложений в инфраструктуру, поэтому надо посмотреть, как в условиях нынешних реалий это будет отражаться на экономике», – сказал Роман Головченко.

Александр КРУЦКИЙ по материалам БЕЛТА.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.